М.: Папа, поговорить сегодня о популярном когда-то двухтомном труде Шпенглера - это было твоё предложение, а мы с котиком после недолгих раздумий согласились и, уверены, не пожалеем. То, что я успела за это время своими полутора глазами прочитать, мне показалось как минимум довольно любопытным.
(Котик зевает и потягивается осторожно передними лапками).
П.: На труд Шпенглера на непродолжительное время возникло даже некоторое подобие моды, но последовавшие социальные катаклизмы всех видов постепенно отвлекли внимание большинства от этого действительно интересного труда, и переключили внимание одних на бесчисленные тома марксистских доктринёров всех разновидностей, а других - на "Доктрину фашизма" Муссолини и "Мою борьбу" Гитлера". А жаль, в книге есть немало и в самом деле оригинальных мыслей.
М.: И чуть ли не с самого начала. Открываю первый том, перелистываю всего несколько страниц, и вот тебе пожалуйста:
"Природа есть образ, в котором человек высокой культуры придаёт единство и значение непосредственным впечатлениям своих чувств. История - это образ, при помощи которого воображение человека стремится понимание живого бытия по отношению к собственной жизни и таким способом придать ей углублённую действительность". По-моему, очень актуально!
П.: Актуально очень и очень! В связи с отсутствием прндпосылок для актуальных тезисов и мемов почти все вымученные нынешними идеологами тезисы обращены в прошлое, и не в реально бывшую историю, а в собственное извращённое и перевёрнутое представление о ней.
М.: А вот?
П.: Поэты бывают разные... Нельзя же ставить знак равенства между Ахматовой и, извините, каким-нибудь Демьяном Бедным...
М.: Шпенглер был в течение определённого времени исключительно актуален благодаря точным формулировкам вроде этой:
"Марксисты сильны только в отрицании, в области положительного они беспомощны".
Или этой:
"Средство познания неживых форм - математический закон. Средство для познания живых форм - аналогия. Таково различие между полярностью и периодичностью мира".
П.: Но всё-таки это - не главное. И сотни страниц рассуждений об Аполлоне и Фаусте применительно к различным культурным и политическим контекстам и декорациям - опять же не главное. А главным можно считать это:
"Что же такое всемирная история? Разумеется, некоторая духовная возможность, внутренний постулат, некоторое выражение чувства формы. Но как бы определённо ни было чувство, оно далеко от законченной формы, и как бы мы ни чувствовали и ни переживали всю всемирную историю и как бы мы ни были вполне уверены в возможности для нас обозреть весь её облик, тем не менее в настоящее время нам известны только некоторые её формы, а не сама форма".
(Котик вскарабкивается на кресла и кладёт лапки папе на плечо).