"Мой ребёнок неусидчивый. Он не сможет заниматься мультипликацией", - именно такую фразу я часто слышу от родителей активных детей. На радость этих родителей могу сказать, что это общепринятое заблуждение.
На самом деле неусидчивые дети тоже могут заниматься неторопливым, кропотливым трудом. Для них самая большая мотивация - знать, что в результате они получат настоящий мультфильм.
Конечно, при работе с такими детьми нужен особый подход. Мои советы пригодятся не только педагогам, но и родителям, которые посмотрев публикации на нашем канале, решили поснимать мультфильмы дома.
Дома
Что делать, если ваш ребёнок действительно неусидчивый? Ну начнём с того, что прежде чем заняться самим съёмочным процессом, ребёнку надо подвигаться. Если он уже полчаса-час сидел за смартфоном или перед телевизором, смотрел мультфильмы или делал домашние уроки, то он не сможет спокойно сидеть за съемкой.
Пусть ребëнок подвигается: поиграет во что-то подвижное, сходит на улицу, возможно позанимается спортом.
Во время съемки такому ребенка тоже надо давать возможность двигаться. Например, моя дочь была очень подвижным ребëнком в начальной школе. Во время съемки пока племянница передвигала персонажей (мы снимали втроём), моя дочь делала круг по залу быстрым шагом, 3-5 кругов каждые 2-3 минуты. Ей этого хватало, чтобы полчаса снимать сцену. За день мы делали примерно 2-3 таких подхода. В итоге за одну неделю нагрузка не высокая, дети не чувствовали переутомления от съемки мультфильмов.
Один из наших домашних мультфильмов
На занятии
Так что же делать, если к вам на занятия пришёл неусидчивый ребёнок? Конечно, у него должна быть постоянная смена деятельности. Например, перед началом съёмки надо обязательно дать ему возможность подвигаться. Что это может быть в рамках учебного занятия? Дети помогают мне готовить съемочную площадку - закрепляют фон, переносят предметы для съёмки. Получается, что такой ребёнок находится в постоянном движении: открыть шкаф, найти нужный фон, ходить от стола к столу, и практически все эти операции выполняются стоя.
Во время съёмки я делю детей на подгруппы по 3 человека. У каждого есть своя обязанность. Кто-то становится оператором - он снимает кадры. Двое детей аниматоры - переставляют фигурки персонажей на съёмочной площадке.
Для того, чтобы дети не утомлялись в процессе съёмки, а надо заметить, что съёмка одной сцены занимает в среднем 20 минут, я постоянно меняю детей местами. Например, если мы снимаем сцену 25 минут ребёнок будет оператором, затем станет аниматором, который сидит перед съёмочной площадкой, а затем займёт место аниматора, который стоит сбоку от съёмочной площадки.
Интересно наблюдать за подвижными детьми, когда они в роли оператора. Такие дети не просто сидят на стуле, они постоянно меняют позу, даже на коленки садятся, некоторые дети отодвигают стул в сторону и стоят перед ноутбуком. Особо неусидчивые дети даже отходят от стола: в то время пока аниматоры передвигаются персонажей, операторы успевают подойти к соседнему столу, за которым дети рисуют, или ко второй съёмочной площадке, успевают вовремя вернуться и отнять нужный кадр.
Для себя я отметила ещё один интересный момент: неусидчивые дети часто многозадачные. У меня даже сложилось впечатление, что они потому и неусидчивые, что им скучно заниматься делом в один промежуток времени. Очень хорошо с такими детьми срабатывает дополнительное задание. Например, не просто снимать кадры мультфильма, а контролировать качество перемещения объектов - чтобы расстояние между фазами движения было равномерным, фоновые объекты не сдвигались и если их случайно задели вернуть объекты на место. В результате дети чувствуют ответственность и они достаточно нагружены, чтобы не искать себе параллельное занятие.
* * *
Как видите неусидчивость - совсем не повод отказаться от мультипликации. А для педагога такой активный ребёнок может даже стать отличным помощником.