Самым известным фильмом ужасов «от русской литературы» является, несомненно, легендарный «Вий» Константина Ершова и Георгия Кропачёва. Но задолго до того, как была экранизирована мистическая повесть Гоголя, британские кинематографисты сняли не менее жуткий хоррор, основанный на произведении другого русского классика.
В этом фильме нет ни упырей, ни вурдалаков. Зато в нём есть тройка, семёрка и туз. Как вы уже поняли, речь идёт об экранизации повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Картина режиссёра Торолда Дикинсона, снятая в 1949-м году, долгое время считалось утерянной. Но в 2009-м году она была найдена, показана в кинотеатрах и признана одним из главных шедевров британского кинематографа.
Постановка Торолда Дикинсона (который был утверждён в качестве режиссёра лишь за несколько дней до начала съёмок) отличается тонким психологизмом и вниманием к деталям. Великолепные костюмы и декорации (и всё это — при минимальном бюджете), леденящие кровь звуковые эффекты (чего стоит шорох влачащегося по полу кринолинового платья старой графини), оригинальный монтаж и блестящие актёрские работы — всё это производит очень сильное впечатление.
Главную роль в картине Торолда Дикинсона исполнил Антон Уолбрук (который и пригласил режиссёра в проект). Чтобы убедиться в том, насколько глубоко актёр вжился в свой образ, достаточно посмотреть сцену в спальне, в которой Герман умоляет графиню (Эдит Эванс) открыть ему три карты. У Чайковского в этой сцене Германа захлёстывают эмоции, но он ещё сохраняет остатки здравомыслия. А вот герой Уолбрука уже окончательно съехал с катушек — он спокоен и вкрадчив, но жесты и взгляд выдают в нём безумца.
«Пиковая дама» Торолда Дикинсона — не просто отменный хоррор, а одна из лучших экранизаций русской классики, снятых за рубежом. Этот фильм вас точно не разочарует. Приятного просмотра!