Часть V. Как пришел к Строгановым и решился идти в поход за Урал?
__________________________________________________________________________________________
Перед началом этой статьи хотелось бы сказать что года указанные в летописях тех лет очень неточные и отклонение может составлять до двух лет. Точные даты могут быть только в царских московских документах: грамотах, указах, письмах.
_______________________________________________________________
После грабежа купцов на Волге и Каспии в 1576-1578 годах и посылке царского отряда для поимки и казни атамана Ермака, он где-то пропадает. Что говорит об этом Ремезовская летопись:
И прежде и в тех летах промчеся воровской слух его в Руси, в Казане и Астрахане и что кызылбашских послов пограбил Ермачко именем со многими людьми. У него ж было в скопе на море 7000 человек. И того ж 85 году, октября в 1 день, послан указ от великого государя со столником Иваном Мурашкиным по дороге и в Астрахань, где тех воров ни застанет, тут пытать, казнить и вешать. Ермак же советом с дружиною, услышав грозное слово и дело, августа с 29 числа, и с возвратом здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и Каме вверх.
То есть Ремезов сообщает, что после грабежей на Оке, Волге и Каспийском море 1577 года (а согласно Ремезову это было в 7085 году от сотворения Мира, т.е. 1576 от Рождества Христова) имя Ермака становиться известным на Руси, а 1 октября 7085 (1576, или 1577)года в Астрахань и другие подорожные города отправляется царский указ о поимке Ермака. Узнав об этом, 29 августа 7086 года (1577, а скорее 1578 года) Ермак со своими соратника решает идти в Сибирь и скрыться там от наказания. И уже 26 октября 7086 (1577, или 1578) года казаки пытались пройти по реке Чусовой в Сибирь но не смогли этого сделать. Таким образом согласно Ремезовской летописи идея ухода в Сибирь принадлежит самим казакам.
А вот что об этом сообщает Строгановская летопись:
В 7087 году, 6 апреля, Семен, Максим и Никита Строгановы узнали от надежных людей об удали и бесстрашии волжских казаков и атаманов, Ермака Тимофеева с соратниками, которые на Волге, на переправах, ногайцев и ордобазарцев разбивают и грабят и очень удачливо на Волге разбойничают. Послали к ним людей своих с письмом и с многочисленными подарками, а приказали их приглашать к себе честь по чести и на добровольных началах, чтобы шли к ним в Чусовские городки и крепости для защиты их от нечестивых врагов. Атаманы же и казаки очень обрадовались тому, что послы пришли к ним от благородных людей с великими почестями и с подарками и зовут их к себе на помощь.
Это значит, что согласно Строгановской летописи 6 апреля 1579 года (7087 год) к волжским атамана были посланы послы от Строгановых с призывом поступить к ним на службу. Тогда же атаман Ермак сказал свою знаменитую речь:
«Коль на Волге нам жить — разбойниками слыть, а на Дону нам жить — казаками быть, а на Яик уйти — путь далек (лежит), а здесь — добычи нет. Да не в шутку нами шуточка сыграна, как разбили мы лодку-коломенку и разграбили казну государеву: из того мушкета немецкого вылетала пулька свинцовая, из того кафтана камчатого вырывала вату хлопчатую — убила посла государева. А шел тот посол в Шевкалы под Астрахань с его, государевою, казною, денежною и пороховою..."
28 июня 1579 года, на память святых чудотворцев Кира и Иоанна, пришли в Чусовские городки с Волги атаманы и казаки, Ермак Повольский с соратниками, как сообщает Строгановская летопись.
Но в том то и дело, что царский посол подвергся нападению только весной, или летом 1581 (7089) года и сам Ермак в этом нападении не обвинялся. Главным атаманом того нападения был Иван Кольцо, а также с ним атаманы Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк и Богдан Барбоша. Сам же Ермак по прежнему был в розыске за грабежи 1577-78 годов.
Получается что волжские казаки под предводительством вышеуказанных атаманов придти в чусовские и сылвенские городки к строгановым никак не могли раньше лета 1581 года.
Тогда где был в это время Ермак? По мнению некоторых историков Ермак скрывался на реке Яик. По мнению других участвовал в Ливонской войне. "С Дона выдачи нет!" - многие слышали эту поговорку. Как говорилось в предыдущей статье донские казаки принимали активное участие в охране южного порубежья московского государства и царь смотрел на них благосклонно и платил им жалование. Беглые крепостные крестьяне и преступники ушедшие на Дон не преследовались. Вполне вероятно, что в 1578-1579 годах Ермак ушёл с Волги на Дон, вступил в формируемый 3000 отряд атамана Михаила Черкашенина и отправился в Ливонию. Сам Черкашенин в 1581 году с 500 казаками участвует в обороне Пскова, а другие казаки под общим командованием Дмитрия Хворостинина идут в поход на Могилёв. Комендант Могилева Стравинский перечисляя в письме польскому королю Стефану Баторию командиров русского войска участвовавшего в набеге, пятнадцатым пунктом пишет: "Ермак Тимофеевич, атаман казацкий" - с высокой долей вероятности речь идёт о будущем покорителе Сибири.
Учитывая что нет ни каких данных о том что казаки покинули войско Хворостинина в 1581 году, то они находились в Ливонии до февраля 1582 года, после чего вернулись на Дон и Волгу. Где атаман Ермак узанет, что против волжских казаков готовиться крупный отряд с целью переловить всех воровских атаманов. А имея приглашение от Строгановых поступить к ним на службу для защиты чусовских городков, многие атаманы решаются укрыться там и возможно получить прощение от царя. Вот вторя часть речи Ермака на казачьем кругу согласно Строгановской летописи:
"...А шел тот посол в Шевкалы под Астрахань с его, государевою, казною, денежною и пороховою. И коли мы ныне не пойдем к тем знатным людям в помощники, то они о нашем неповиновении будут писать в Москву государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу, и государь на нас разгневается, велит нас перехватать и по городам разослать, да по тюрьмам рассажать, а меня, Ермака, велит государь царь повесить, потому что великому мужу и честь велика. А если мы государю царю повинную принесем, а этих знатных людей послушаем и к ним на помощь пойдем, то они напишут о нас снисходительные и благоприятные слова государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу, и государь царь над нами смилостивится и вернет нам долг — вину великую."
И дальше:
И эта мудрая продуманная речь понравилась многим атаманам и казакам. И начал говорить атаман Иван Кольцов: "Стоит нам пойти на помощь таким знатным людям, а если Господь Бог нас помилует и нечестивых нам Бог приведет к ногам нашим, да Сибирское царство возьмем, и город возведем, и святые Божие церкви воздвигнем и заслужим себе славу вечную и обеспечим себе жизнь вечную и на будущие века. Аминь".
Придя к строгановым на Каму, Чусовую и Сылву казаки участвуют в обороне городков от небольших набегов вогуличей, а один из их отрядов догоняют на перевале через Уральский хребет. В это время Строгановы узнают, что пришедшие к ним атаманы разыскиваются за нападение на царского посла Пелепелицина, который является Пермским воеводой. Понимая, что скоро ему станет известно где скрываются воровские атаманы и за это они, Строгановы, могут попасть в опалу царю, решают избавиться от казаков. Но как? Предложить им идти в Сибирь осваивать земли за Каменным поясом (Уральским хребтом), пожалованые Иваном Грозным Аникею Строганову ещё в 1574. Кому точно принадлежит идея идти в Сибирь мы не знаем, но скорее всего это была идея Строгановых поддержаная решением атаманов, ведь деваться им некуда.
Таким образом казаки понимая что им не заслужить прощения службой по обороне Чусовских городков у Строгановых, вынуждены идти в поход в Сибирь, где они гарантированно скроются от царских войск, а покорив Сибирское ханство, которое уже давно считалось частью русских земель, могут, наконец, получить прощение за свои преступления от царя.
Продолжение следует...
__________________________________________________________________________________________
К началу похода Ермака: исчисление новых лет. Новогодний поход
Строгановская летопись http://belovokraeved.narod.ru/page/istoch/strog_let.htm#30
Ремезовская летопись http://antipont.ru/remizov_letopis.php
Есиповская летопись http://newchron.narod.ru/texts/esip.html#07
Николай Карамзин «История государства Российского»