Найти тему

Ноябрьск. Прогрессивный урбанизм на Крайнем Севере и контраст городских улиц. Часть 3

Ложки дёгтя в Ноябрьском меду

Если с благоустройством новых общественных пространств в Ноябрьске всё более-менее хорошо (хотя и не без затягивания сроков строительства, проблем с водоотведением с прилегающих территорий, упрощением проектов и некоторыми вопросами к применяемым техническим решениям), то что же в Ноябрьске с полупубличными территориями — с дворами?

Дворы в г…рязи

В Ноябрьске действует муниципальная программа «Формирование современной городской среды». В рамках неё в городских дворах устанавливают новые скамейки и урны, светодиодные светильники на подъездах домов.

Привет Свердловской области!
Привет Свердловской области!

Ещё в Ноябрьске периодически ремонтируют внутриквартальные проезды. Вот только выглядит это как обычная замена асфальта участками. Полноценные реконструкции здесь не проводят. С обустройством парковочных мест во дворах здесь не заморачиваются, зато обустраивают машиноместа вдоль городских улиц. Хотя об этом немного позже.

-2

В итоге, получаются укатанные поверх старого асфальта якобы новые проезды без бордюрного камня, тротуаров и пешеходных дорожек. Из-за грунта и песка, которые во дворах выше газона, вся эта грязь регулярно попадает на внутриквартальные проезды. Антуража всей этой картине добавляют незаконно поставленные автовладельцами розетки для котлов, чтобы обогревать двигатель в морозы перед запуском.

Да и уставшие игровые комплексы во многих дворах оставляют желать лучшего. Абсолютная противоположность новым общественным пространствам Ноябрьска.

Если на земле (как на Ямале принято называть Среднюю полосу России) с дворами-парковками пытаются хоть как-то бороться: устанавливают бетонные блоки, полусферы и т.д. для запрета съезда на дворовую территорию с внутриквартальных проездов, застройщики реализуют концепции жилых комплексов с дворами без машин, то в Ноябрьске, да и во всём ЯНАО, концепция одна — ВСЕ МАШИНЫ ВО ДВОР.

-5

Ведь логика наших автовладельцев такова: я не могу легко одетый пройти 200 метров до парковки. А вот пешеходы, из которых большая часть детей и пенсионеров вполне могут пройти и 500, и 700, и 1000 метров до школы, детской площадки и т.д. И это не смотря на постоянную угрозу быть сбитыми при перемещение по таким дворам и улицам в тёмное время суток (которого у нас зимой — большая часть этих самых суток).

-6

Да и проблема парковки на газонах и тротуарах для Ноябрьска точно также актуальна, как и для всей России:

Выгул собак запрещён, выгул автомобилей разрешён
Выгул собак запрещён, выгул автомобилей разрешён

Однако, про проблему неконтролируемой автомобилизации в ЯНАО можно говорить долго. Однажды я уже писал статью на эту тему про Новый Уренгой — https://vk.com/@nurbanist-gorod-pobedivshih-avtomobilei Да и, наверное, стоит написать про эту проблему в одной из будущих статей. Ведь проблема далеко не только в парковках и новых развязках в ущерб детским площадкам и благоустройству, но и в действиях конкретных чиновников и законодательстве.

Кстати, ответ на вопрос о том, откуда же у Ноябрьска взялись деньги на реконструкции улиц, строительство велодорожек, скверов и новых детских площадок тоже связан с этой самой автомобилизацией и дворами-парковками.

Фактически, вместо того, чтобы вкатывать десятки миллионов рублей в асфальт, обустраивая во дворах парковки и закупая дешёвые ксиловские игровые комплексы (хотя такие площадки в Ноябрьске тоже есть), город тратит эти деньги на скверы, современные детские площадки, озеленения и велодорожки.

Новый Уренгой, в этом плане, делает наоборот — тратит десятки миллионов на автопарковки в рамках федерального проекта «Формирование Комфортной Городской Среды», региональной программы «Уютный Ямал» и муниципальных планов и программ по благоустройству. И чуть-чуть, на фоне этого всего, тратится на, непосредственно благоустройство. Вот и результат, который мы сегодня все видим, сравнивая городскую среду Ноябрьска и Нового Уренгоя.

Фотография одного из дворов Нового Уренгоя
Фотография одного из дворов Нового Уренгоя

Правда, чиновники федерального уровня, руководители общественных организаций, архитекторы и урбанисты, которые инициировали вообще весь федеральный проект «Формирование Комфортной Городской Среды», как раз таки были изначально против закатки дворов в асфальт под автопарковки. К сожалению, пока целесообразность расходования средств под автомобили в рамках федерального проекта никак не регламентирована, видимо, так будет продолжаться и дальше.

А что в Ноябрьске с общественным транспортом?

Общественный транспорт Ноябрьска представляет из себя автобусы ЛиАЗ 5256.30 и 5256.35 (старых модификаций) постройки 2002 — 2007 годов постройки, ЛиАЗ-5256.36-01 2008 года схода с конвейера, ЛиАЗ-5292.20 2012 года выпуска, МАЗ-206 2012-2013 годов постройки, ПАЗ-320302-22 2017 года производства, ПАЗ-320435 «Vector Next»и новыми КАвЗ-4270-80 2020 года постройки. Последние в дизайне от студии Артемия Лебедева. Не так давно он, по заказу местного муниципального автотранспортного предприятия пассажирских перевозок и администрации Ноябрьска проработал дизайн-код для общественного транспорта Ноябрьска.

Старенький ЛиАЗ-5256.30
Старенький ЛиАЗ-5256.30
ЛиАЗ-5256.36-01 2008 года выпуска
ЛиАЗ-5256.36-01 2008 года выпуска
Салон ЛиАЗ-5292.20
Салон ЛиАЗ-5292.20

А это VIP-место в салоне ЛиАЗ-5292.20:

-12

КАвЗ-4270-80 изначально были сделаны под запросы ЯНАО. В результате, на значительной части автобусов на газомоторном топливе, сохранился ненецкий орнамент, который теперь абсолютно никак не вписывается в жёлтый дизайн автобусов.

А вот чёрные линии на ливрее автобусов, судя по всему (не могу утверждать на все 100%), означают связь двух частей Ноябрьска — основным жилым массивом, где расположена улица Ленина и промзоной — с Юго-Восточной объездной автодорогой. А перемычка между этими дорогами — мост над железной дорогой.

Избавиться бы от всех автобусом со сроком службы более 10 лет, как это и должно быть, в идеале, и было бы намного лучше.

Само собой, здесь принимают бесконтактную оплату, в перспективе будут принимать карту ямальца, которую сейчас собирается запустить правительство округа.

Правда, при оплате проезда, с терминалом в автобусе от АО «Тюменские Транспортные Системы» возникла проблемка — он зажевал бумажную ленту для выдачи билетов, в результате чего, терминал превратился в полноценный валидатор без отходов в виде билетов.

Однако, одни автобусы весь общественный транспорт не делают. Нужно рассмотреть и расписание, и автобусные остановки, и отметить отсутствие выделенных полос в Ноябрьске.

Ездят автобусы с утра (начинают ходить в районе 5:50) и до глубокого вечера (заканчивают перевозки в районе половины одиннадцатого).

Расписание на остановках читается, как по мне, намного удобней, чем интервальный вариант, применяемый во многих городах России. Всегда понятно во сколько именно приедет автобус.

-14

А вот сами интервалы движения автобусов очень огорчают. В принципе, как и во всём ЯНАО. Почему-то муниципалитеты у нас северные, а автобусы надо долго ждать. Вместо 3-5 минут пассажиры вынуждены стоять на остановках (ещё и на холоде зимой) по 15-30 минут. Некоторые автобусы (к примеру, едущие в дачные кооперативы и между ЖД-вокзалом и аэропортом), ходят ещё реже. Формально, это компенсируется дублированием ряда маршрутов, но далеко не на всех направлениях. Схема маршрутов адская, конечно, как и в большинстве городов России.

-15

К сожалению, не зная что и где находится в Ноябрьске, пользоваться ей затруднительно. Спасибо, что сегодня есть интернет и мобильные приложения (я про 2GIS, Google Maps, Яндекс.Карты и т.д. говорю, а не про муниципального перевозчика Ноябрьска, хотя и есть приложение Умный транспорт, но с ним не всё так гладко, как хотелось бы).

Остановки в Ноябрьске практически все — однотипные синие коробки из поликарбоната и алюминиевых панелей.

На той самой улице Ленина, кстати, как раз собирали новые коробки. Некоторых горожан это не остановило. Как сидел на этой остановке данный мужчина — не очень понятно. Видимо, долго учился искусству левитации.

-16

С одной стороны, да, эти остановочные павильоны позволяют укрыться от осадков и ветра, однако, зимой там уж совсем холодно (это я про собранный вариант пишу, а не про металлическую раму на фотографии выше). К сожалению, нормальные тёплые остановки в Ноябрьске не закупают и не устанавливают. Единственный раз, когда пробовали: купили убогие коробки, обшитые сайдингом с пластиковыми дверями, установили их где-то на окраине города на фоне леса и в темноте, а потом удивлялись, почему их быстро поломали вандалы.

Извините за прямоту, но это сельский туалет, а не остановочный павильон
Извините за прямоту, но это сельский туалет, а не остановочный павильон

Так может быть, стоит начинать с тех мест, где было произведено благоустройство и включать новые современные тёплые остановки в проекты реконструкций улиц?

Пример из Красноярска. Фото — https://zen.yandex.ru/media/etosibir/teplye-ostanovki-v-sibiri-5d942d585d6c4b00ae54a88b
Пример из Красноярска. Фото — https://zen.yandex.ru/media/etosibir/teplye-ostanovki-v-sibiri-5d942d585d6c4b00ae54a88b

А вот от автобусных карманов вдоль дорог, как того рекомендует последняя редакция ГОСТ Р 52766-2007, в Ноябрьске избавляться не стали. Да и высота посадочных платформ остановок явно не дотягивает до пола автобусов.

Северные муралы

В ЯНАО очень распространено нанесение муралов на фасады зданий и сооружений. Их наносят, чтобы разбавить белый цвет зимы, серость городов и однобокость советской типовой застройки. Ноябрьск тоже не стал исключением. Здесь точно также, как и во всём ЯНАО, рисуют муралы во многих местах. Что интересно, некоторые из них нарисованы предпринимателями.

Здесь есть и так называемые 3D-муралы:

-20

Иногда не только рисуют, а ещё и разворачивают на боковых фасадах баннеры с рисунками. Это конечно, дешевле, однако, и быстрее выгорает на солнце.

Архитектура — не самая лучшая сторона Ноябрьска

Во-первых, советская типовая архитектура сама по себе — не самое лучшее, что когда-либо было придумано. Хотя застройка типовыми зданиями и решила огромную проблему с нехваткой капитального жилья в послевоенном СССР, сегодня многие из тех домов либо подлежат сносу, либо должны быть снесены в течение следующих 20-30 лет. Правда, непонятно, как современная Россия будет решать эту новую огромнейшую проблему. Масштабы которой колоссальны, а ресурсов у регионов не особо много для этого… Даже Москва с программой реновации сейчас может сносить старые ветхие дома, пятиэтажные хрущёвки, однако, даже до брежневок дело пока не доходит.

В тоже время, стоит отдать должное попыткам местного Управления Архитектуры и Градостроительства, управляющих компаниями, ТСЖ и т.д. Ноябрьска, которые решили уйти от типовых решений по покраске домов типовых же жилых домов в городе там, где производят капитальные ремонты.

Однако, это капля в море, в масштабах всего Ноябрьска.

Во-вторых, применение дешёвых материалов типо профнастила и сайдинга красоты не добавляет. Даже там, где только сделали или делают ремонт:

В-третьих, новостройки из **вна и палок. Вот серьёзно. В СССР строили такие бараки, которые весь ЯНАО сейчас массово пытается расселять и сносить:

А вместо них строятся новые бараки. Только уже 2020-х годов:

Сайдинг, сэндвич-панели, керамогранит, алюминиевые композитные панели…

Чем отличаются так называемые "бамовские бараки" от новостроек, которые сегодня возводят в районах Крайнего Севера под видом комфортного современного жилья?!

Что комфортного и современного чиновники находят в этом архитектурном убожестве? Это, конечно, лично моё мнение, но такие "дома" максимум годятся под общежития на газовых и нефтяных удалённых промыслах. По-моему, за то, что один из самых богатых регионов страны, нефтегазовый регион, дающий львиную долю бюджета страны, строит ЭТО под видом современного и комфортного жилья, как минимум, должно быть стыдно этим самым чиновникам.

И нужно что-то делать, чтобы такого больше не строилось. К примеру, вносить изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования ЯНАО, в местные нормативы в области градостроительства и архитектуры. Нужно вводить ограничения пусть не на использование конкретных материалов (что у нас законодательно сделать пока невозможно), но ограничивать формы и технологии строительства.

Да и нашим чиновникам не помешало бы почитать последние новости в области разработки стандартов на современные жилые комплексы, к примеру, от КБ «Стрелка», которые планирует рекомендовать к применению Минстрой РФ. По-моему, после прочтения этих стандартов, многие чиновники в ЯНАО испытают когнитивный диссонанс. Уж очень большие расхождения между современными подходами в архитектуре жилых зданий и нынешней реальностью в нашем округе.

Да и 8-й микрорайон выглядит вблизи точно также вырвиглазно, как и из окна поезда. Типичная российская анти-архитектура. Такое ощущение, что архитектура Крайнего Севера просто собирает в себя все самые худшие практики со всей России…

И ещё немного про архитектуру:

В Ноябрьске умудрились одно из немногих приличных зданий современной архитектуры, с фасадом из красного кирпича и стекла изуродовать бледно-жёлтым сайдингом…

И, на последок, местная "вершина" современной архитектуры:

-29

Улицы Ноябрьска

С улицами возникает двоякое ощущение: с одной стороны улицы, где сделали реконструкции, заложили велодорожки, сделали ливнёвую канализацию, реально широкие пешеходные дорожки и попытались убрать заборы, сделали технические тротуары, произвели переразметку вместо строительства поворотных полос (в отличии от Нового Уренгоя, где предпочитают расширять дороги и строить развязки), а с другой — старые улицы, где толком даже нет асфальтового покрытия…

Улицы после реконструкции:

Улицы, где реконструкции не было:

Здесь мне особенно понравился новый регулируемый пешеходный переход через внутриквартальный проезд в … тупик:

Про заборы, которых, пока что, всё также много, писать нет особого смысла. Хотя этим летом глава администрации Ноябрьска и сказал, что город будет заменять ограждения на озеленения, убирать лишние секции заборов и т.д. На сегодняшний день видно работу в этом направлении на реконструируемых в этом году улицах Ноябрьска, однако, не видно во всём остальном городе. Посмотрим, как это обещание будет выполняться в будущем.

-33

В принципе, я бы посоветовал методику, используемую в Ревде. Там просто не занимаются ремонтом лишних секций заборов после аварий, уборки снега и т.д., их не красят, не варят. Просто ждут, пока развалятся, а потом демонтируют и сдают на металлолом. Ну или ждут, пока жители сами сдадут. Хоть это и выглядит абсурдно, однако, экономит городу миллионы бюджетных рублей ежегодно.

Кстати, нашёл то самое место на улице Высоцкого, которое "приватизировали" местные автовладельцы, за что, вроде бы, даже стали получать штрафы за нанесение незаконной разметки и вандализм:

Ещё в Ноябрьске есть рынок под открытым небом, который на Крайнем Севере выглядит очень неопрятно, серо и грязно:

А за ним есть небольшой пруд, из которого могло бы получиться новое крутое общественное пространство, а пока вот так:

-36

И снова про бесполезные светофоры Т7

Очень хотелось бы посмотреть в глаза гаишнику, который придумал ставить эту … (придумайте сами) на городские улицы. В очередной раз, секции Т7 доказали свою бесполезность.

Они в Ноябрьске даже НЕ РАБОТАЮТ. Фактически, просто бесполезное нецелевое расходование бюджетных средств в размере нескольких сотен тысяч рублей.

-37

Общественные туалеты

Это то, чего очень мало в Российских городах, да и мало в Ноябрьске. Общественный туалет там не так давно сделали около Ноябрьск-парка. Как показала практика, он пользуется огромной популярностью среди горожан и гостей города.

-38

Хотелось бы, чтобы модульные общественные туалеты включали чуть ли не в каждый проект общественного пространства, либо закупали тёплые остановочные павильоны с модулями общественного туалеты (да, такие тоже есть на рынке). Ибо их в Ноябрьске, всё таки, мало. Правда, в отличии от Первоуральска, работают они здесь круглосуточно, а не до 20:00, когда основная масса жителей Первоуральска выходит погулять на городскую набережную.

Небольшое заключение

В этой статье можно было бы только и делать, что расхваливать современные и крутые общественные пространства Ноябрьска, которыми городские власти занимаются в последние годы. Однако, увы, это было бы, абсолютно необъективно.

Именно поэтому здесь я постарался рассказать не только о замечательном Ноябрьск-парке или сквере Геологов, а ещё и про убитые дворы, медленно расселяемые бараки, сомнительные архитектурные решения, кабели для автомобильных котлов, свисающие над головами, пешеходные дорожки и тротуары, утопающие в грязи. Очень хочется надеяться, что о проблемах Ноябрьска почитает и местная администрация. И проблемы, в конце концов, будут решены.

В тоже время, направленность благоустройства, в первую очередь на скверы, парк, улицы, многофункциональные площадки, а уже потом только на дворы-парковки, от парковочной составляющей которых, пока нет никаких перспектив избавиться (в одной из будущих статей я расскажу почему), на мой взгляд, в совокупности, работает, даже лучше, чем расточаться на всё подряд, закатывая в асфальт сотни миллионов рублей ежегодно, получая лишь кучи замечаний о качестве работ и негативные отзывы о реализуемых проектах, как это происходит в Новом Уренгое.

Спасибо, что дочитали до конца!

-39