“В начале 1936 года начальник Секретного политического управления НКВД Молчанов собрал около сорока видных сотрудников «органов» на специальное совещание. Молчанов сообщил им о раскрытии гигантского заговора, во главе которого стояли Троцкий, Зиновьев, Каменев и другие бывшие руководители оппозиции. Организация заговорщиков, тайно действовавшая в течение нескольких лет, создала террористические группы почти во всех крупных городах. Она поставила целью убить Сталина и вообще членов Политбюро и захватить власть в стране”. [ Бажанов, Б.Г. Генрих Ягода. Смерть главного чекиста / Борис Бажанов, Вальтер Кривицкий, Александр Орлов. – Москва: Алгоритм, 2018. – С. 123.]
Так начался новый период политических репрессий наступивший, после убийства Кирова в декабре 1934 г. Подробнее об убийстве С.М. Кирова можно прочитать тут. Очевидным является факт, что причиной возникновения политических репрессий является борьба политический сил в государстве, чем ожесточеннее эта борьба ведется, тем большую массовость приобретают репрессии. В настоящее время историки так и не пришли к единому выводу, касающиеся исторической подоплёки сталинских репрессий, но для большинства исследователей остается неоспоримым факт, что именно политическая фигура Сталина сыграла определяющую роль.
14 января 1936 было объявлено о замене партийных документов. В реальности эта замена, сопровождалась массовыми арестами, в результате которой из партии было исключено 18 % её членов. Сталин уничтожал всех людей, которые претендовали на власть, которые обладали политическим влиянием и силой. В результате чего из всех членов политбюро 1917 года, после чистки в рядах партии в живых остался только Сталин, за исключением Троцкого, который был исключен из партии и сбежал за границу.
В 1936—1938 годах состоялись три политических процесса над оппозицией, получившие название «Московские процессы». Обвиняемым, вменялось шпионаж, пособничество западным разведкам, диверсии в различных отраслях экономики, а также заговор против власти.
Первый процесс начался 19 августа 1936 года. На скамье подсудимых оказались 16 человек, в том числе ближайшие соратники Ленина – Зиновьев и Каменев, которые стояли фактически у истоков партии. Их обвинили в убийстве Кирова, а так же в заговоре с целью убийства Сталина. Не было представлено ни каких убедительных доказательств, но все обвиняемые признали свою вину.
“По советским законам, лицам, приговоренным к смертной казни, предоставляется 72 часа для подачи просьбы о помиловании. Как правило, смертный приговор не приводится в исполнение, пока этот срок не истечет, даже если в помиловании успели отказать до его окончания. Но в данном случае Сталин пренебрег этим правилом. Утром 25 августа, спустя сутки после оглашения приговора, московские газеты вышли уже с официальным сообщением о том, что приговор приведен в исполнение. Все шестнадцать подсудимых были расстреляны” [ Бажанов, Б.Г. Генрих Ягода. Смерть главного чекиста / Борис Бажанов, Вальтер Кривицкий, Александр Орлов. – Москва: Алгоритм, 2018. – С. 178. ]
Второй процесс прошел уже в январе 1937. Основными обвиняемыми были Л. П. Серебряков, Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников, К. Б. Радек. Им предъявлялись всё те же обвинения: шпионаж в пользу иностранных государств, террористическая и диверсионная деятельность. Из семнадцати обвиняемых, тринадцать человек были приговорены к смертной казни, а остальные к тюремному заключению.
Третий процесс над 21 членом так называемого «Право-троцкистского блока» состоялся 2-13 марта 1938 года. На этот раз репрессиям были подвергнуты глава правительства Рыков, а также Бухарин и бывший руководитель ОГПУ Ягода.
Их обвинили “в том, что они по заданию разведок враждебных Советскому Союзу иностранных государств составили заговорщическую группу под названием „право-троцкистский блок“, поставившую своей целью шпионаж в пользу иностранных государств, вредительство, диверсии, террор, подрыв военной мощи СССР, провокацию военного нападения этих государств на СССР, расчленение СССР и отрыв от него Украины, Белоруссии, Средне-Азиатских республик, Грузии, Армении, Азербайджана, Приморья на Дальнем Востоке — в пользу упомянутых иностранных государств, наконец, свержение в СССР существующего социалистического общественного и государственного строя и восстановление капитализма, восстановление власти буржуазии” [Стенограмма Бухаринско-троцкистского процесса. Архивная копия . URL:http://www.hrono.ru/dokum/1938buharin/prig.php]
Суд приговорил всех подсудимых, кроме троих, к высшей мере наказания — расстрелу.
Все эти процессы были лживы, но хорошо спланированы, в то время никто в народе и не мог догадываться о том, что судят вовсе не врагов народа. Все эти процессы вызвали новые волны репрессий, направленных против бывших участников оппозиции, такие же суды стали проводиться в краях и областях СССР. Но это оказалось только небольшой частью всех бед свалившихся на оппозиционеров. Поток репрессий продолжал расти, принимая всё более массовый и зловещий характер.
В 1936-1939 гг. из партии было исключено более одного миллиона человек, а в условиях того времени это почти всегда связывалось с арестом.
“К этому числу можно прибавить людей, исключенных из партии во время 1933-1934гг. Чистки затронули более миллиона человек, а многие из них также были арестованы” [ Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. – Москва: Прогресс, 1990. – С. 353.]
Другие статьи на эту же тему можно прочитать кликнув тут и тут.