Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Покровский: самый талантливый мастер неорусского стиля

Оглавление

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня мы с вами поговорим о выдающемся русском архитекторе Владимире Покровском - человеке, создавшем целый ряд построек в неорусском стиле. Его работы можно назвать образцовым ретроспективизмом: Владимир Александрович строил такие здания, которые внешне сложно было отличить от старинной русской постройки, однако функционально они были современны, в их создании использовались новаторские технологии - таким образом, за старинной оболочкой Покровский умело скрывал современное, удобное и практичное сооружение!

География работ Покровского обширна: он начинал свою карьеру архитектора с небольших провинциальных городов вроде Кашина (Тверская область), Пархомовки (Киевская область) и Шлиссельбурга (Ленинградская область), а раскрылся как по-настоящему именитый мастер он прежде всего в Царском селе (пригород Петербурга, ныне именуемый Пушкиным), Москве и Нижнем Новгороде. В этой статье я хочу уделить внимание самым ярким и интересным работам Покровского, тогда как о его полном творческом пути можно было бы писать целую монографию - но мы здесь не за этим, нас всё же интересуют самые ценные "изумруды" его творческой деятельности, а потому моя статья коснётся лишь Пушкина, Москвы и Нижнего Новгорода.

Но по традиции свой рассказ я начну с биографии - всё-таки раскрыть творчество архитектора без рассмотрения его жизненного пути в полной мере не получится!

БИОГРАФИЯ

Владимир Александрович Покровский родился 6 марта 1871 года в Москве, где и получил своё первое, начальное образование: сначала он обучался в Первой Московской гимназии, затем в Первом Московском казённом училище. Однако сразу после получения среднего образования Покровский принял решение покинуть родные края и попытать удачу в тогдашней столице Российской империи - в Петербурге. Причём продолжил обучение Владимир Александрович ни где-нибудь, а в самом престижном учебном заведении России в сфере архитектуры и живописи - в художественном училище при Императорской академии художеств.

Уже в студенческие годы Покровский подрабатывал в качестве помощника у именитых архитекторов: так, Владимир Александрович помогал одному из ведущих архитекторов тех лет Виктору Шретеру - вместе они перестраивали главное здание Мариинского театра.

Портрет Владимира Покровского, фото взято из Википедии
Портрет Владимира Покровского, фото взято из Википедии

Обучение в Академии художеств Покровский проходил в классе Леонтия Бенуа - пожалуй, лучшего архитектора-педагога своего времени! Из мастерской Бенуа в свет вышли такие выдающиеся петербургские зодчие как Фёдор Лидваль, Мариан Лялевич, Оскар Мунц, Иван Фомин. В ряд выдающихся выпускников мастерской Леонтия Бенуа попал и герой нашей сегодняшней статьи: думаю, его по праву можно считать одним из самых талантливых студентов Леонтия Николаевича, добившегося огромных успехов в своей творческой деятельности!

По итогам обучения Покровскому в 1907 году присвоили звание академика архитектуры, однако к активной архитектурной деятельности он приступил не сразу: изначально он принимал участие в архитектурных конкурсах - в них он получал призовые места, однако до стадии реализации его проекты доходили крайне редко. Параллельно с этим Владимир Александрович совершал путешествия по России с целью исследования древнерусской архитектуры. Стоит отметить, что это было довольно необычное для того времени явление: чаще всего молодые архитекторы путешествовали по Европе с целью изучения западной архитектуры, тогда как Покровский решил изучать родную, русскую архитектуру - в этом проявились его явные предпочтения к русской культуре, которым он был верен на протяжении всего своего творческого пути!

Поворотным событием в жизни Покровского стало строительство ансамбля зданий в неорусском стиле по заказу императорской семьи: начиная с 1910 года Покровский много и плодотворно работал на Романовых. Можно сказать, что именно Покровский популяризировал неорусский стиль в высших кругах. Но об этом мы подробнее поговорим чуть дальше, а пока вернёмся к биографии Владимира Александровича.

Помимо архитектуры Покровский также активно занимался преподавательской деятельностью: в какой-то момент Владимир Александрович вёл свои курсы сразу в трёх крупных университетах Северной столицы - во Втором Политехническом институте (одном из первых учебных заведений Петербурга для женщин), в Институте гражданских инженеров и в Академии Художеств. Другими словами, Покровский преподавал во всех лучших учебных заведениях страны в сфере архитектуры! Причём важно отметить, что если творческая деятельность Покровского прервалась с приходом к власти Советов, то преподавать Владимир Александрович продолжал вплоть до 1930-х годов.

Владимир Покровский прожил 60 лет - смерть настигла его 30 апреля 1931 года в Ленинграде. К сожалению, точное место захоронения зодчего неизвестно, так что почтить его память мы можем лишь обратив своё внимание на его творческое наследие. Этим мы и займёмся далее! Сначала я расскажу вам о его постройках в Пушкине, а затем мы перейдём к его работам в других городах России.

Церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка / Фёдоровский государев собор

Дата постройки: 1910-1912
Адрес: Пушкин, Академический проспект, 34

Творческий путь Владимира Покровского начинался ещё в 1900-х годах, когда он работал над проектами храмов в небольших провинциальных городах - именно тогда Покровский выработал свой уникальный стиль, который, к слову, оказал влияние и на всех остальных архитекторов, работавших в неорусском стиле. Однако с того периода творческой деятельности Покровского в наши дни почти ничего не осталось, тогда как его более позднее и более зрелые работы дошли до наших дней практически в первозданном виде. И вот одна из таких работ - Фёдоровский государев собор в Пушкине!

-2

Великолепный храм, построенный по заказу лично Николая II, возводился в образцово неорусском стиле: крупное внутреннее помещение, а также несколько входов, призванных разделять потоки людей (правда не по количественным причинам, а по сословным: один вход предназначался для императора и членов его семьи, другой для офицеров и высшего сословия, третий для остальных людей и т.д.).

-3

Однако все эти современные черты удачно скрыты под маской древнерусского стиля. Причём Покровский не просто декорировал здание "под старину" - нет, он использовал черты старинной архитектуры, но интерпретировал их по новому, под современные реалии, создав этакую компиляцию из разных древнерусских стилей: есть в этом храме и что-то от архитектуры русского севера, и от Владимирско-Суздальского зодчества, и от зодчества других русских княжеств.

-4

Отдельного внимания заслуживают мозаичные панно Фёдоровского собора: все они были выполнены в мастерской выдающегося мозаичиста Владимира Фролова, с которым архитектор Покровский тесно сотрудничал на протяжении всей своей творческой карьеры - Владимир Александрович любил украшать фасады своих построек красочными мозаиками, а лучшие на тот момент мозаики в России создавала мастерская Фролова.

-5

Пожалуй, самой интересной и самой красивой мозаикой следует назвать панно, обрамляющее главный вход в храм. На нём изображена икона Фёдоровской божией матери, которую окружают святые. Скажу честно, эта мозаика меня по-настоящему поразила: такие красочные цвета, такое внимание к мелким деталям на самом панно - от этой мозаики просто не оторвать глаз! Ну а довершает композицию килевидный козырёк-закомара - яркая черта древнерусской архитектуры!

-6

Помимо парадного входа, хотелось бы уделить внимание и юго-восточному входу, выполненному в виде крыльца с шатровым завершением, увенчанного шпилем с двуглавым орлом. Этот, казалось бы, куда более скромный вход, особенно насыщен деталями древнерусского зодчества: тут вам и крыша в форме шатра, и кубышки в основании крыльца, и нависающие над входной группой гирьки. Да и сама форма крыльца отсылает нас к распространённым в домонгольской русской архитектуре гульбищам. В общем, по одному этому крыльцу можно изучать элементы древнерусского зодчества!

-7

Фёдоровский собор оказался главной и самой выдающейся религиозной постройкой Покровского. Однако после этого Владимир Александрович ещё неоднократно возвращался к неорусскому стилю (хотя правильнее было бы сказать, что он от него никуда и не уходил и всегда был ему верен), только теперь уже в постройках гражданского назначения - о них мы и поговорим далее!

Царский павильон собственной ветки императорской железной дороги

Дата постройки: 1912 год
Адрес: Пушкин, Павильон Урицкого, д. 3

Одновременно с Фёдоровским храмом Покровский работал ещё над одним проектом по заказу императора - над Царским павильоном собственной императорской железной дороги в Пушкине.

Тут стоит пояснить - чем вообще являлась императорская ветка. Дело в том, что для постоянного перемещения Николая II из Петербурга в Царское село и обратно было принято решение возвести отдельную железнодорожную ветку, проходящую отдельно от остальных железных дорог. Причинами для отдельного железнодорожного пути были удобство и безопасность передвижения первого человека России.

-8

Первое здание вокзала было открыто в Пушине в 1896 году: оно было деревянным и не обладало особенно интересной архитектурой - обычное, в своём роде утилитарное здание без излишней роскоши. Однако в 1911 году в ходе пожара старая постройка была утрачено, а для создания нового павильона был привлечён работавший по соседству архитектор Покровский.

Он подошёл к проекту вокзала куда более серьёзно, чем его предшественник: здание было построено в едином стиле с расположенным неподалёку Фёдоровским городком - в нём явно прослеживаются характерные для творчества Покровского неорусские черты.

-9

Таким образом, Покровский обогатил неорусский ансамбль Пушкина ещё одной очень интересной постройкой, которая, впрочем, прослужила совсем недолго: после революции императорская ветка была заброшена за ненадобностью, а здание постепенно ветшало. Таким оно, к сожалению, дошло и до наших дней: будем надеяться, что в будущем его всё же отреставрируют!

-10

Часовня-усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре

Дата постройки: 1911
Адрес: Москва, Новодевичий монастырь

Переходим от петербургского этапа творчества Покровского к творчеству Московскому: Владимир Александрович возвёл в Москве всего лишь несколько сооружений, однако каждое из них достойно нашего внимания. Но я уделю внимание двум самым выдающимся. Первым из них стала часовня-усыпальница, построенная Покровским в 1911 году на территории Новодевичьего монастыря.

-11

Усыпальницу для московских фабрикантов Прохоровых Владимир Александрович спроектировал во всё том же неорусском стиле: вот только здесь архитектурный почерк Покровского отразился особенно ярко. Основной объём часовни состоит из высокой часовни, напоминающей по своим формам древний новгородский однокупольный храм (сама форма купола - тому прямое подтверждение).

-12

Однако остальные черты этого склепа к новгородскому зодчеству уже не относятся - тут Покровский добавляет свои собственные предпочтения: во-первых, основной объём здания плавно перетекает в идущие в два ряда килевидные кокошники, покрытые золотом. Вообще, кокошники аналогичной формы встречаются буквально во всех работах Покровского - этот приём он любил особенно сильно, и по нему можно отличать творчество Владимира Александровича от творчества других мастеров того времени.

-13

Во-вторых, над главным входом в усыпальницу Покровский размещает ещё одну деталь, которой он неизменно наделяет практически каждую свою постройку: я говорю об объёмном рисунке, слабо выделяющимся на фоне основного фасада (барельеф не выделен текстурой и выполнен в тех же материалах, что и весь остальной фасад), однако придающий ему особый шарм - глаз волей неволей цепляется за эту интересную деталь!

-14

Таким образом, в одной скромной работе Покровский умудрился продемонстрировать все отличительные черты своего стиля, так что часовня-усыпальница Прохоровых в каком-то смысле является программной работой Владимира Александровича!

Здание государственного банка

Дата постройки: 1911-1913
Адрес: Нижний Новгород, Покровская улица, д. 26

Самой красивой и выдающейся, на мой взгляд, работой Покровского является здание государственного банка, построенное им в 1913 году на центральной улице Нижнего Новгорода. Этот банк, внешне больше походящий на крепость, можно назвать самым красивым зданием едва ли не на всём Поволжье - от одного его вида у туристов захватывает дух, и пройти мимо этого здания они просто не могут!

-15

Конкурс на строительство здания для Нижегородского отделения Государственного банка России (нынешний аналог Центрального банка, который, кстати, и располагается в этом здании в наши дни) был проведён в 1913 году. Лучшие архитекторы своего времени (фон Гоген, Шехтель, Щусев) приняли участие в конкурсе, однако первое место в нём занял Покровский: это было особенно удачно для заказчика, так как Владимир Александрович к тому моменту имел хороший опыт работы со, скажем по современному, "гос. заказами". И нужно заметить, что Покровский действительно справился с поставленной задачей на "Ура"!

-16

При первом рассмотрении главного фасада банка нам в глаза бросаются всё те же излюбленные черты архитектуры Покровского, о которых я так подробно рассказывал ранее. Причём в здании Нижегородского банка они соединены в единую деталь: барельеф здесь нанесён прямо на фигурный щипец здания, выполненный в форме кокошника - удивительно, как сильно Владимир Александрович любил использовать эти приёмы в своих работах. Впрочем, он делал это не зря - герб, расположенный в верхней части банка, бросается в глаза зрителю едва ли при первом же взгляде на здание!

Помимо герба России в нижней части фотографии вы можете рассмотреть оленя - символ Нижнего Новгорода
Помимо герба России в нижней части фотографии вы можете рассмотреть оленя - символ Нижнего Новгорода

Ну а вторым, на что наиболее вероятно обратит внимание прохожий: это фигурное крыльцо, выполненное в виде шатра (обратите внимание, как много деталей из церковной архитектуры Покровский переносит на эту гражданскую постройку - не удивительно, что некоторые люди порой путают это здание с религиозным сооружением), а также два цилиндрических объёма по обе стороны от главного входа, имитирующие этакие крепостные башни.

-18

К слову, подобные башни Покровский использует здесь впервые: ранее в его творчестве такие формы не обнаруживаются. Связано это с тем, что до этого Покровский не работал над банками: дело в том, что здания, предназначенные для банков, должны обладать двумя визуальными чертами - они должны выглядеть роскошно и массивно. Первое демонстрирует достаток банка, второе на интуитивном плане вызывает доверие к банку, демонстрирует его надёжность. Так что использование элементов крепостной архитектуры при возведения банка (тем более государственного) пришлись как нельзя кстати - тем более что нижегородский банк действительно выглядит как настоящая крепость!

-19

При этом другие черты неорусского стиля тут тоже присутствуют - без них не обходится ни одна постройка Владимира Александровича: здесь вам и характерные оконные проёмы с гирьками, и ряды бегунцов, и даже своеобразная реплика вырезанных в стене здания узоров в стиле владимиро-суздальского зодчества. Так что это здание можно считать эталоном постройки в неорусском стиле!

-20

Здание ссудной казны

Дата постройки: 1913-1916
Адрес: Москва, Настасьинский переулок, 3, стр. 1

Одной из последних работ Покровского стало строительство ещё одного здания по заказу Государственного банка. По своей сути, это здание не сильно отличается от нижегородского банка - разве что оно выглядит немного скромнее, а из-за своего не самого удачного расположение оно ещё и не обладает большой известностью среди туристов.

-21

Хотя с точки зрения архитектуры здание выполнено на высшем уровне: в нём все ещё прослеживаются черты крепостной архитектуры: крупная каменная кладка, немного готических и барочных мотивов, удачно переплетённых с русскими чертами вроде шатра или хорошо узнаваемых узоров на фасаде.

Не обошлось и без барельефов: объёмные изображения украшают всю центральную часть здания - по одному над каждым оконным проёмом.

-22

Центральному входу Покровский как всегда уделил особое внимание: он снова представил его в виде отдельного "крыльца" с шатровым завершением, однако в этот раз оно украшено немного необычным образом: колонны в нижней части совершенно не сочетаются с русским стилем - в этом плане Владимир Александрович начал немного отдаляться от привычной ему чисто русской стилистики и решил добавить в своё творение нотку европейского зодчества.

-23

Центральный фасад здания выложен так называемым алмазным рустом: этот приём создаёт интересную игру объёмов, внося разнообразие в облик Ссудной казны. При этом остальной объём здания облицован бирюзовой штукатуркой - крайне необычный контраст!

-24

Стоит отметить, что одним из главных источников вдохновения для Покровского послужил храм в Дубровицах - один из самых ярких образцов голицынского барокко. Черты этого прекрасного храма Владимир Александрович аккуратно перенёс на здание Ссудной казны, умело совместив их с остальными своими излюбленными приёмами - получилось очень неплохо!

-25

На мой взгляд, здание Ссудной казны не является лучшей работой Покровского, однако оно всё равно приятно удивило меня: пускай оно куда более эклектично, чем предыдущие элегантные работы Владимира Александровича (что, впрочем, было характерно и для других представителей неорусского стиля - вспомнить хотя бы Казанский вокзал архитектора Щусева), оно всё равно радует глаз зрителя, оно поражает своим великолепием и заинтересовывает мелкими, едва заметными деталями. Прекрасная работа прекрасного архитектора!

-26

Ну а на этом мой рассказ об архитекторе Покровском подходит к концу. Я постарался рассказать вам о самых выдающихся творениях Владимира Александровича.

Конечно, о творчестве Покровского можно сказать ещё очень много интересных вещей, но всё же моей целью было не досконально разобрать весь творческий путь Владимира Александровича, а просто познакомить вас с этим зодчим, рассказать о самых интересных его работах, обратить внимание на особенности его стиля. Надеюсь, что у меня получилось справиться с поставленной задачей.

Спасибо за внимание и до новых встреч!