Ткуарчал. Единственный абхазский город, расположенный в горах. Во времена СССР - крупнейший добытчик и поставщик угля, производитель строительных материалов, продуктов и одежды. Сейчас же по стенам опустевших заводских корпусов медленно расползаются плющи и лианы, а на заросших пустырях меж цехов пасутся коровы... Все достижения советской индустриализации в одночасье будто бы стёрло ударной волной ядерной бомбы, хотя, большую часть разрушений город действительно получил во время боевых действий 93 года. После войны дела в городе помаленьку начали налаживаться: совместно с турками возобновилась добыча угля, запустились некоторые фабрики и хлебозавод, есть даже курорт с радиоактивными радоновыми источниками. Вот в эти края мы сегодня и отправляемся.
Дорога к Ткуарчалу лежит уже через уже знакомый нам горячий источник-гейзер - принимаем там горячую ванную, и продолжаем путь. Город полностью окружён горами и соединён с миром только одной автомобильной дорогой и ж/д веткой.
По приезду в глаза сразу бросается череда монументальных построек - это корпуса Ткуарчальской ГРЭС. Электростанция была введена в эксплуатацию в 1938, обладала огромной мощностью - 280МВт (для сравнения, мощность АЭС в Воронеже на момент запуска - всего 210МВт), и снабжала энергией всю инфраструктуру по добыче угля, город и всю восточную Абхазию.
Сейчас же на объекте царит атмосфера настоящего постапокалипсиса
Всё оборудование разрушено а сами помещения постепенно поглощают лианы и прочая субтропическая растительность
искривление ротора привысило допустимые пределы
По размерам помещений и оставшегося оборудования можно представить, какая мощь была заключена в этих стенах
Судя по отчётам путешественников, бывавших здесь ранее - из года в год оборудования становится всё меньше, видимо, постепенно всё разбирается и сдаётся на металл.
С другой стороны в этой трубе есть дыра, оставленная ракетой грузинского истребителя. Здесь проходили ожесточённые бои, больше года город находился в блокаде, но в итоге город абхазы всё же отстояли.
С крыши открываются панорамные виды на окрестные горные массивы. Не устаю повторять - природа поистине фантастическая)
Дни станции сочтены, электроэнергии в этих стенах уже никогда не будет, а природа, всё плотнее опутывая их лианами, постепенно возьмёт своё...
Далее отправились к железнодорожному вокзалу.
Станция была открыта в 1940 году, а остановили пассажирское движение во время войны в 90-е годы.
В современное время по железнодорожной линии была организована доставка доставка добытого вместе с турками угля: гружёные грузовые составы ходили несколько раз в день к морю, где уголь перегружался на корабли.
Но глядя на заржавевшие и местами отсутствующие рельсы, можно предположить, что и грузовое сообщение на данный момент остановлено.
Со станции отправились выше в горы, там расположен посёлок Акармара - район Ткварчала, в котором преимущественно жили работающие на расположенных неподалёку месторождениях шахтёры.
Вокруг посёлка был организован рудник имени Сталина, состоящий из множества шахт. Шахта №1 расположена прямо в черте посёлка:
Пройдя по ней чуть вглубь, упёрлись в стену. В ней был пролаз, но ввиду ограниченного времени дальше лезть мы не стали. Некоторые шахты разветвляются и уходят вглубь на многие километры, хорошие отчёты из них есть в жж у тов. samnamos и vmulder.
Ещё выше за Акармарой есть каскад из водопадов - Ирины, Великана и Акармарского.
Сначала пошли на Акармарский.
Затем отправились к следующему - Великану. К нему ведёт тропинка 1,5 километра с набором высоты 350м.
Путь проходит через живописные джунгли
Всюду вьюны, лианы, папоротники, а по правую сторону - обрыв с живописными пейзажами вдалеке. Кра - со - та !
Из-за очередного поворота открывается поистине нереальная картина - тропа под скалой делает U-образный поворот, а сверху, прямо над головой со 100-метровой высоты с оглушительный рёвом льёт многотонный поток воды! Фантастика!
Нереальное зрелище! Ничего круче этого я ещё не видывал)
Даже толпы народа ничуть не мешают наслаждаться этим чудесным творением природы.
Must see, однозначно рекомендуемое к посещению место.
iso100
iso100500:)
Ещё здесь есть интересный изогнутый железнодорожный мост. Такой мост - единственный во всём СССР, и он является одной из визитных карточек Ткварчала.
На обратном пути посетили село Бедия и Бедийский собор. Храм является ценнейшим памятником средневековой архитектуры Абхазии. Он был возведён в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской иконы Божьей матери. В этом храме царь Баграт III был похоронен 1014 году. Дальше - в Википедии :)
Пейзажи - умиротворяющие.
День тем временем незаметно приближается к своему концу. На сегодня всё.
понравился блог? - подписывайтесь на канал и на инстаграм! ^_^