ДОНОС
Шел третий месяц траура. Царственная мать до последнего отказывалась верить в гибель единственного сына. Но придворный духовник уговорил ее взглянуть в лицо неумолимым фактам, убедил, наконец, в том, что даже королева не вправе лишать принца Эля царствия небесного.
Во дворцовой церкви состоялось отпевание пропавшего без вести наследника.
Казалось бы надеждам конец. Но не такова Елизабет, чтобы выпускать из рук достигнутое. Оценив ситуацию, она сделала все возможное, что бы удержатся рядом с троном.
Искусно манипулировала чувствами безутешных, павших духом родителей. Целенаправленно играла на их потребности бесконечно говорить о нем с теми, «кто его по-настоящему любил». Кто же, как не овдовевшая невеста мог разделить всю глубину их горя?
И она ее разделила, выжав из ситуации по максимуму! Даже природная бледность пришлась как нельзя кстати (заодно и на румянах сэкономила). В итоге Елиза заменила царственной чете утраченное дитя. Вуаля! Все шло по плану. Королева ни дня не могла обойтись без своей «дорогой, несчастной» Елизы.
– Как и вся наша держава, с уходом принца Эля, Елизабет лишилась будущего. – С чувством говорила своему супругу королева. – Несмотря на это, она находит в себе силы неустанно поддерживать других. Как выручила она нас с иностранными дипломатами! Одному богу известно, скольких душевных сил ей это стоило! Лишившись всякой надежды, она свято хранит память о нашем милом Эле. И доказывает это делом. А вчера она проговорилась, что собирается уйти в монастырь до конца своих дней!
– В монастырь!? – встревожился король. – Это не возможно! Этого нельзя допустить. Как мы без нее?!
Положение Елизы упрочилось. Она вела почти все государственные дела. Королева советовалась с ней при издании важных указов, и по любому пустяку спрашивала ее мнения. Чтобы ни на минуту не расставаться с нареченной дочерью, королева выделила ей покои во дворце, в крыле сына. Придворные, безошибочно определив, куда качнулся маятник власти, подобострастно толпились у дверей Елизы с просьбами и жалобами.
И тут королевская канцелярия получает донос, всколыхнувший все и вся, породивший бурю сомнений и надежд. Тот, кто писал его, сильно рисковал. Если указанные в нем сведения ложны, не сносить ему головы.
Донос гласил:
«Сколько-то времени назад скверная, неблагодарная, девица имя ей Марика, исчадие всех пороков сбежала из дома, поселилась в лесу и предалась колдовству и прочей нечисти. Я Гагош Жрандыра, приходясь выше указанной девице Марике родным дядей, но с ее злодействами и предательскими умыслами ничего общего не имея, из достоверных источников узнал, что Марика эта стала причиной обрушившегося на державу бедствия, а именно скорбного исчезновения обожаемого всеми нами наследника. Не иначе как опоив его, заколдовав и лишив памяти, она с помощью нечистой силы удерживает его в своем проклятом жилище, в звериной, дремучей чаще, там-то и там-то (тут прилагалось подробное описание места пребывания злоумышленницы). Цель злодейства мне не известна, но ничего хорошего ждать от пропащей девки не приходится.
Засим рассыпаюсь в верноподданнических поклонах, желаю здравия и долгих лет царствования всему наивысочайшему семейству.
Преданный гражданин Гагош Жрандыра.»
Немедля в два конца были высланы отряды. Многочисленный, вооруженный до зубов - в лес, куда указывал донос. Другой, поменьше за автором послания, для выяснения всех обстоятельств.
ГОД СПУСТЯ
Принц Эль сидит у оконного витража в пустом тронном зале. На завтра назначена свадьба. Он обречен. Откладывать церемонию, ссылаясь на недомогание и последствия прошлогодней зимовки, уже не прилично. Так сказала мать, и она была категорична. По ее словам, Елизабет и без того проявила чудеса терпения.
Но сам наследник по-прежнему оставался безучастным к возне, которая вокруг него происходила. Он закрывал глаза и видел Солнце. И жизнь... И что это была за жизнь!
Лесное очарование. Песня. Оглядываясь назад, он не мог вспомнить ни единого ненастного дня. Рядом с Марикой, в ее маленькой избушке – зимой запорошенной мягким серебром, весной утонувшей в ароматных травах - всегда было тепло и ясно. Солнцем был ее взгляд. Его ласковые лучи всегда обращены к нему – Гостюшке. И к непоседе Проньке, конечно.
Вспоминая теперь смешливые глазенки малыша, урожденный принц Эль сердцем вспоминал и голубые незабудковые облака вокруг любимого домика Марики. Она обласкала свое жилище, пересадила к его обветренному подножию самые милые лесные цветы. Предотвращая настойчивые посягательства сорняков, украсила его, как и все к чему прикасалась. Пересадить поближе малиновые кусты они не решились. Это было бы здорово, если б не любитель сладенького Топтыгин со его сложным, своенравным характером. Лучше не приваживать. Да и себя не лишать удовольствия прогуляться по зеленым угодьям. Ведь весь этот изумрудный, поющий простор принадлежал им!..
…Принц открывал глаза. И не видел ничего. Ничего такого, что бы ему хотелось сохранить. Где-то там снаружи, угадывался свет. Тусклые отголоски которого, преломленные цветными стеклами, не в силах были разогнать сумрак, господствующий внутри дворца. Свечи потушены. Да и не способен прирученный свет сравниться со свободным, ныне недосягаемым? Изнутри он виделся, словно из подземелья. Все вокруг давило мертвой роскошью...
Если бы глухие стены огромного зала вдруг превратились в деревья! Он мог бы пройти сквозь них. Если бы арки тяжелых, покрытых росписью, сводов обратились в небесный простор, он, наконец, вдохнул бы полной грудью!..
Как-то блуждая по холодным дворцовым лабиринтам, он наткнулся на придворных художников, велеречиво воспевавших красоту пейзажей на старинных полотнах. От их вычурных излияний ему стало горько и досадно. Глупцы! Разве они знают, что такое настоящая, живая красота?..
А там, у лесной сторожки ему ничто не претило. Ни разу не захотелось ничего изменить. Все было настоящее. И преображалось само собой. Ни единого похожего дня. Лишь только Солнце оставалось неизменным...
И каким особенным, прекрасным было то последнее утро…
Они сидели на прогретой завалинке. Рядышком, близко, близко. Дом уютно подставил им свой бочек, весенний ветерок овевал счастливые лица. Пронька вертелся неподалеку, лукаво щурился, поглядывая в их сторону и заговорщицки хихикал.
Его подвижности можно было позавидовать. Мальчишку было не остановить. Вот он подпрыгнул, перевернулся через голову и, очутился на коленях, не ожидавшего этого Гостюшки. Потянулся, звонко чмокнул в нос Марику, отпрыгнул и взглянув на Гостюшку, прыснул, забавно задергав бровками:
– Теперь ты поцелуй мою сестричку! – уставился него, закусив губу, интересно, мол, как, ты выкрутишься!..
А Гостюшка и не думал выкручиваться. Он смотрел на девушку, а она смотрела на него. Пронька, аж, глаза вытаращил. Гостюшка наклонился к Марике, прикоснулся губами к ее зарумянившейся щечке. И к изумлению, Пронюшки, оба вдруг смутились, заплакали, засмеялись от переполнившего их чувства…
– Прямо, как дети малые… – пробубнил себе под нос Проня и на мгновение притих.
Глядя на эту парочку, он не переставал удивляться, насколько они похожи, словно две половинки. Юные, ладные. И очертания лиц, и жесты. Только у Марики мягче, а у Гостюшки резче – Мужчина и Женщина – так и должно быть. И глаза у них чуточку раскосые, диковатые, у него ярко-синие, у нее зеленоватые с искорками. И у обоих они то и дело меняются – светлеют, темнеют – в зависимости от настроения. Когда эти двое смотрят друг на друга, их глаза наполняются таким сиянием, что становятся вовсе уж неотличимыми.
Сметливый Пронька чуял гораздо больше видимого и слышимого. И Марика постепенно научилась этому. Они давно без слов читали в сердцах друг друга. Гостюшка тоже начинал понимать их язык.
Кто он и откуда он вспомнил еще зимой. Это открытие скорее огорчило его, чем обрадовало. Гостюшка, боялся, что его имя, произнесенное вслух, разорвет сокровенные связи, встанет непреодолимой преградой между ним и дорогим ему миром. Почему-то он был уверен, что и Марика, и Проня знают это. А они знали, что он знает, что они знают. Все трое молчали - берегли каждый миг, сколько было возможно.
Уже несколько дней Проня гнал от себя неясную тревогу. Он не хотел ее замечать. Ведь все было так хорошо! Но настырный червячок бередил душу. Чтобы извести его, Проня сломя голову носился по чаще, забирался на самые высокие ели, со всего маху плюхался в озеро, баламутил воду, раскачивал кувшинки, ночами сидел на крыше Дома, громко считал звезды, балагурил, шалил больше обычного.
Не помогло. И он решил прислушаться к предчувствию.
Тревожно закричали птицы. Проня вздрогнул и оглянулся.
– Это предупреждение, – сказала Марика, пернатые знакомцы никогда ее не подводили, – к нам направляется крупный зверь или чужак.
На поляне все стихло. Медленно… капля за каплей… выжимало время минуты ожидания...Треск веток, шаги, шумное дыхание, и вот на опушку вывалился запыхавшийся мужичек.
– Успел! – выдохнул он. – Я к вам.
Все, что произошло затем, походило на громом среди ясного неба. Марика смотрела на заросшего густой щетиной сухонького человека в съехавшей набекрень потертой шляпе, слушала его торопливую речь и отказывалась верить в происходящее.
Он говорил, что их мирной обители грозит опасность, что в лес уже вошли войска, которым приказано Марику и малыша схватить, заковать в кандалы, как бунтовщиков.
– Вас будут судить за похищение принца и непременно казнят! Бегите, пока не поздно! Спасайтесь!
Принц Эль прервал его:
– Ты ошибаешься, им ничего не грозит. Я принц. Никто лучше меня знает, что эти люди не погубили, а спасли меня. Я скажу правду, только и всего.
– Боюсь, вам не поверят, Ваше высочество… – сокрушенно покачал головой незнакомец.
– Кто посмеет сомневаться в словах наследника?!
– Все, включая вас, Ваше высочество. А главное судьи и духовенство.
– Что вы несете, вы не в своем уме? Или за время моего отсутствия нравы так сильно изменились?
– Нет, все как всегда. Это-то и страшно.
– Вы говорите загадками. Объяснитесь!
– Да, вижу, придется. Не наследнику не поверят, а нечистой силе. Вы знаете, законы по этой части непримиримы.
– Бред! Причем здесь это?
– Ваш мальчик… не человеческое дитя. Он чертенок.
Этого Марика не могла вынести, схватив в охапку притихшего Пронюшку, она закричала:
– Вы сумасшедший! Мой братец ни к чему нечистому не имеет отношения! Да такого чистюлю еще поискать! Откуда вы свалились на нашу голову?! Зачем несете ахинею?
Не возражая, незнакомец тоскливо глядел на Марику. Когда ее возмущение стихло, он грустно проговорил:
– Я знаю это наверняка. Потому что я его папа… – он медленно стащил с головы шляпу, и взорам присутствующих предстали два козьих рога.
– Ну и что! – сказала девушка, крепче прижав к себе Проню. – Все равно он самый милый, прекрасный малыш на свете!
Время поджимало, но отец Прони многое успел рассказать. О том, что уродство издавна пролезает в их роду по мужской линии. Что их предки научились искусно маскировать изъян, но в его тринадцатом отпрыске родовой дефект проявился слишком явно, и это чуть не стоило ему жизни. О том, что в глубине своего существа он привязан к бедному детенышу, быть может больше, чем к остальным своим чадам. И о спасительной гряде гор, куда Марика и Проня должны отправится немедля, чтобы укрыться от преследований.
– Я вас не оставлю, мы пойдем вместе! – воскликнул Эль.
Но ему пришлось остудить пыл.
– Ты принц. Пока ты с ними, они в большой опасности. – возразил отец Прони. – Тебя будут искать. Пешком вам от войска не уйти.
– Тогда к горам отправлюсь я один! – хорохорился Проня, ему так хотелось, чтоб сбылось его предсказание. – Марике идти не обязательно. Нет меня, нет нечистой силы!
Принц посмотрел на Марику. Он знал, она не покинет Проню, они неразделимы.
Старый черт, нахлобучив шляпу, заторопился:
– Пора, я должен вернуться до того, как меня хватятся.
Он сделал все, как надо. Взглянул на сына последний раз и скрылся в зарослях.
Молча, отдалялись друг от друга остальные. Слишком многое они могли сказать друг другу, но их время закончилось. Марика уходила, держа за руку Проню. В противоположную сторону, навстречу войску, решительным шагом шел принц Эль.
Поляна опустела. Только Дом одиноко стоял там, где еще недавно было так много жизни. Грустно было старику, он искренне привязался к своим обитателям...
Повстречавшись с придворными, принц убедил их в том, что перезимовал в избушке один. Предотвратив, таким образом, погоню, и оградив незабудковый Дом от поругания. Он чувствовал себя зверем, уводящим врага подальше от родного логова.
Сегодня воспоминания об этом служили ему тайным утешением.
О ТОМ, ЧТО БЫЛО ПОТОМ
Страну облетела долгожданная весть. Венчание Елизабет Самаркандской с наследником престола состоялось! В тот же в день подданных потрясло другое известие. В разгар свадебного пиршества принц Эль бесследно исчез.
В кутерьме праздника его не сразу хватились. Когда бросились на поиски, было поздно. Обшарили все углы и округу – ничего. Говорили, кто-то из селян видел всадника, несущегося в сторону леса. Но и в лесу ничего не нашли. Да и принц ли это был, кто знает?
Со временем сочли, что бедного Эля загрыз и утащил в свое логово медведь. В народе шептались, что принц был обречен после того, как его опоили, а потом отпели заживо. Недаром до самой свадьбы бродил он неприкаянный по округе, словно искал свою судьбу.
Какое-то время эта история будоражила обывателей. Но все проходит. Не пережив нового потрясения, сошли в могилу король и королева. Подданные, жалея и инстинктивно опасаясь Елизабет, восхищаясь ею, позабыв обо всем, что предшествовало ее правлению. Единовластие Елизабет утвердилось повсеместно.
Гагоша целый год продержали в темнице за ложный донос. После, выпоров для острастки, оштрафовали за причиненное беспокойство и в честь коронации новой правительницы отпустили. Пристыженный, притихший, изрядно похудевший, вернулся он под теплый женин бочек. Та поворчала, но простила. Утешила свежеиспеченным гусем.
Зырга с подозрением поглядывает на мужа Джамбы, чует неладное. Но вынуждена держать пасть на замке. Впервые в жизни она просчиталась. Узнают сородичи, перестанут уважать и бояться. Недолго даровых приношений лишиться на старости лет. То, что она видит в большом котле, ей совсем не нравится, но об этом тссс! Все равно никто не узнает. Беглецы уже слишком далеко. И черт с ними!
ЗА СИНИМИ ГОРАМИ
– Ма-а-арика! Погляди, чего это у меня макушка чешется?!
– Да, просто рожки режутся, Пронюшка.
Благодарю за прочтение! Рада буду лайкам и комментариям :)
НАВИГАЦИЯ по литературному каналу "Галкины сказки" (сказки, повести, рассказы, аудиокниги)
#авторская сказка #литература для детей #галкины сказки