Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Последний бой Сулеймана Великолепного. Битва, которая, по мнению Ришелье «спасла цивилизацию»

Осада Сигетвара. завершившаяся 8 сентября 1566 года (то есть ровно 455 лет назад) — нынче не самое широко обсуждаемое сражение XVI века. Это далеко не Лепанто, не Павия и даже не Мохач какой-нибудь. Между тем речь идёт о финале последнего похода Сулеймана Великолепного (который умер в осадном лагере ночью с 6 на 7 сентября), а Ришелье говорил, что "эта битва спасла цивилизацию" — хотя турки её всё-таки выиграли, но...

Я уже упоминал о том, каким образом Чехия и Венгрия отошли к Габсбургам — связано это как раз с печальными результатами битвы при Мохаче, в которой погиб король Лайош II, не успевший в свои 20 лет сделать наследника. Понятное дело, что в планы османов подобное не входило. Про осаду Вены 1529 знают более-менее все, о походе османов 1532 года я тоже писал: тогда не состоялась битва, обещавшая стать одной из величайших в истории. Однако же борьба продолжалась, и в январе 1566 года Сулейман I снова выступил в большой завоевательный поход, хотя состояние здоровья уже не очень-то позволяло командовать.

Размеры османской армии традиционно оцениваются в 150 тысяч человек. И как всегда, эта цифра явно завышена (мы тут уже не раз говорили о том, как турки записывали в отдельного "юнита" каждую обозную лошадь и прочими путям раздували номинальную численность — ну а с христианской стороны у страха глаза были велики). Однако на этот раз, пожалуй, декларируемое ближе всего к реальности: османы отмечали, что Сулейман собрал самую большую армию из всех, какими прежде командовал. А что он не раз собирал около 80 тысяч — факт.

Выдвинулись из Константинополя, пришли к Белграду и уже там решали, куда именно идти дальше. В Белграде Сулейману и стало известно об успешных действиях против него Миклоша Зриньи, хорватского графа.

В 1532 хорваты уже сорвали Сулейману крайне амбициозную кампанию, так что отнёсся султан к угрозе Зриньи серьёзно. Решено было осадить его крепость Сигетвар, чтобы поскорее закрыть вопрос: Сулейман надеялся, что на этот раз выйдет лучше, чем более 30 лет назад с Кёсегом.

2 августа 1566 авангард начал осаду, через три дня подошли основные силы во главе с султаном. Миклош Зриньи вынужден был защищаться всего лишь с 2300 людьми, в основном хорватами (также присутствовали венгры) — подкрепление от имперской армии не пришло. Положение выглядело безнадёжным, однако история Кёсега повторилась в точности: небольшая крепость с крохотным гарнизоном снова продержалась целый месяц, отразив несколько попыток штурма и отказываясь сдаться.

Как знать — не свели ли Сулеймана в могилу мрачные воспоминания о делах 34-летней давности, когда его поход закончился точно так же? Смерть султана не помешала, впрочем, организовать на следующий день решающий штурм — к тому моменту у Зриньи имелось лишь около 600 бойцов, а от стены мало что осталось. Конечно же, Сигетвар был взят, а все его защитники — убиты, включая Миклоша Зриньи. Напоследок хорваты успешно выстрелили по зажатым на мосту османам из тяжёлой бомбарды, а затем взорвали пороховой погреб. Зриньи ушёл красиво.

Османская победа вышла пирровой. Турки потеряли не только султана (что и само по себе могло стать поводом завершить поход), но также порядка 20 тысяч человек, включая нескольких важных командиров и большое число янычар — элиты своего войска. Поход был сорван, между Священной Римской империей и османами вскоре начались мирные переговоры.

Итоговый договор предусматривал 8 лет перемирия, однако по факту Зриньи своим подвигом купил востоку империи четверть века относительного покоя: аж до 1593, когда началась Долгая война.

Автор - Grand Orient