KTM 990 Super Duke впервые появился в 2005 году, а версия R запоздала аж на два года. Однако, это были ещё цветочки: настоящее Чудовище, 1290 Super Duke R первой версии, основанное на KTM-овском 1301-кубовом моторе LC8, появилось в 2014 году и сходу стало легендарным. Как любая легенда, он не оставил равнодушным никого: его либо полюбили, либо наоборот.
В 2017 году самый мощный KTM-овский двигатель претерпел ряд модификаций как по механике, так и по электронике. Так появилась Чудовище 2.0, а три года спустя KTM собрали мировую мото-прессу и предложили испытать новый KTM 1290 Super Duke R на одном из самых сложных треков в мире. По мнению представителей компании, именно такой трек позволит новому KTM 1290 Super Duke R 2020 раскрыть свои новые, утончённые манеры.
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель Super Duke R - это всё ещё V-образный твин серии LC8, он по-прежнему имеет объём 1301 кубический сантиметр и развал цилиндров в 75 градусов, как и предшественник. Но это не значит, что он остался прежним. В задачи ревизии 2020 года входило разгладить кривую крутящего момента и снизить вес. С заявленным увеличением на 3 лс с коленвала LC8 теперь выдаёт 180 лошадей - превращающиеся приблизительно в 160 с колеса. Но основной разговор здесь о тяге: KTM заявляет пик крутящего момента в 140 Нм на 8000 оборотов. Ещё лучше то, что неплохие значения тяги доступны внизу и на середине диапазона оборотов - около сотни Нм уже на 3000, 120 на 4500 и плавный рост до максимума. Да, с такими цифрами с ручкой газа надо быть аккуратным!
Задача уменьшения веса звучала так: каждая деталь, изменённая в версии 2020 года, должна стать на 5% легче, и в случае с двигателем речь идёт об целой уйме деталей. Например, до минимума были уменьшены размеры рёбер жёсткости, и одно это позволило сэкономить 800 граммов веса двигателя. Также был изменена разводка масляных магистралей в двигателе, засчёт чего был снижен как вес, так и потери на трении. И, наконец, новая помпа охлаждения также стала легче прежней.
Чудовище KTM 1290 Super Duke R дышит через новый аирбокс объёмом на 2,8 литра больше, в котором применён принцип инерционного наддува. Теперь промежуток между фарами захватывает набегающий поток в закрытый сеткой заборник, а новое расположение воздушного фильтра обеспечивает улучшенную очистку воздуха благодаря тому, что крупные частицы оседают на дне камеры.
Новые форсунки с верхней подачей обеспечивают улучшенное измельчение топлива на высоких оборотах. Для соответствия эконормам Euro4 (а в дальнейшем - и Euro5), выпускная система оснащена двумя каталитическими конвертерами. Выпускные патрубки имеют разный диаметр (54 мм передний и 60 мм задний) для создания одинакового сопротивления выходу газов при разной длине (задний длиннее). И несмотря на дополнительный вес второго катализатора, полная масса стального выпускного тракта снизилась на 1 кг.
Однако, тягу нужно не только выработать, но и доставить по месту назначения. Коробка передач KTM 1290 Super Duke R 2020 изготовлена Pankl Racing Systems. Она имеет более короткую и лёгкую лапку, и это ощущается каждый раз при нажатии или поднятии лапки. При этом её длина настраивается, и доступен удлиннённый вариант. И, наконец, новые диски сцепления обеспечивают более полное расцепление, что, по словам KTM, играет важную роль на низких скоростях вращения двигателя.
ИЗМЕНЕНИЯ В ШАССИ
Новая рама Super Duke R стала на 2 кг легче. Но что ещё важнее, так это то, что она обеспечивает лучшую управляемость, которая стала острее как на треке, так и на дороге. KTM заявляет, что повысили в три раза торсионную жёсткость новой рамы-клетки, использующей корпус LC8 как часть несущей конструкции. Угол рулевой колонки увеличился с 24,9 до 25,2 градусов, а трейл по-прежнему составляет 106 мм. А траверса, ставшая легче на 200 граммов, теперь вынесена на 3 мм дальше, обеспечивая улучшенную обратную связь для более точного руления. Кроме того, двигатель был поднят на 38 мм в раме, что сделало центр тяжести выше, а управляемость на входе и в середине поворота точнее.
Односторонний маятник Super Duke R также стал легче, и при этом жёстче на 15%. Интересно, что дуга, которая на прошлой версии была сверху, теперь перенесена на нижнюю сторону маятника, а для снижения приседания на ускорении ось маятника была перемещена на 5 мм выше на корпусе двигателя.
Учитывая масштаб проведённой над шасси работой, неудивительно узнать, что подвески WP в 2020 году полностью обновились. Вилка с открытым картриджем WP Apex 48 имеет настройки по сжатию, отбою и преднатягу, при этом сглаживание сжатия и отбоя происходит в разных перьях.
Моноамортизатор WP Apex имеет раздельную настройку сглаживания быстрого и медленного сжатия, а также отбоя, а преднатяг настраивается выносным регулятором при помощи гидравлики. Также упомянем новый рычаг, на котором установлен амортизатор, увеличивший ход амортизатора с 54 до 70 мм. Более длинный ход позволяет лучше сглаживать неровности, потому что больше масла проходит через клапаны, а кроме того, такое решение предотвращает перегрев масла, приводящий к снижению рабочих качеств подвески. И при всём при этом подвески от WP сэкономили ещё 200 граммов веса.
Достойны внимания и колёса, шины и тормоза. Колёса, собственно, новые - прочнее и легче, чем прошлые, из алюминиевого сплава, обуты в Bridgestone S22. Заднее S22 было создано в рамках сотрудничества KTM и Bridgestone. Эта особенная модель заднего колеса имеет более мягкий каркас, что обеспечивает больший зацеп благодаря увеличенному пятну контакта, что особенно полезно, когда Super Duke R выходит из поворота. Обуздать этого зверя помогают также тормоза Brembo: радиальный мастер-цилиндр и великолепные суппорта Stylema, на которых сэкономлено аж 90 граммов в сравнении с M50, на 320-х дисках.
Подрамник теперь алюминиевый, похожий на аналогичный узел 790 Duke, но благодаря частичной замене элементов на карбон на нём сэкономлено 1,5 кг. Элементы обвеса KTM 1290 Super Duke R сделаны переменной толщины: центральная часть потоньше, а края и рёбра потолще для увеличения прочности. Стремительный дизайн обвеса - не только для красоты: он также создаёт прижимную силу на высоких скоростях.
И ещё одно изменение в дизайна, несколько двусмысленное на мой взгляд: новая форма бака позволяет райдеру лучше держаться при торможении, но - ценой почти двух литров объёма. Хотя скорей всего дело тут ещё и в увеличенном аирбоксе. Общий объём бака составляет 15,9 литров.
ТЕХНОЛОГИИ
Электронные ассистенты носят прежние названия, но реализация их в модели 2020 года полностью переработана. Назначения режимов езды Дождевой, Дорожный и Спортивный я уж объяснять не стану, скажу только, что ограничение мощности есть только в Дождевом, в остальном они отличаются агрессивностью топливных карт и степенью вмешательства трекшн-контроля. И да, вы правильно (надеюсь) заметили: режима Трек на стоковом 1290 больше нет. Этот настраиваемый режим (с возможностью, к примеру, настроить трекшн-контроль прямо на ходу при помощи кнопок на левом пульте, возможностью выключить вилли-контроль и управлять режимом Supermoto ABS) доступен в виде опции в пакете Track Pack.
Если же вы хотите двунаправленный квикшифтер под незатейливым названием Quickshifter+ - он доступен как ещё одна опция. Лично мне кажется, что эти опции должны поставляться в стоке, потому что несколько разочаровывает раскошелиться на топовый мотоцикл - и тут же выяснить, что ему не хватает пары полезных и современных фич. Хорошая новость, что Track Pack и Quickshifer+ доступны и в составе единого пакета Tech Pack, на котором можно неплохо сэкономить, а вдобавок получить управление торможением двигателем (MSR) и адаптивный стоп-сигнал, автоматически мигающий при замедлении.
KTM 1290 SUPER DUKE R 2020 НА ДОРОГАХ
Я с удовольствием принял участие в дорожной части пресс-райда с утра, а после обеда попал ещё и на трековую часть. Погода стояла довольно неприятная: туман и небольшая изморось, почти нулевая видимость и скользкий асфальт. Словом, не слишком хочется наваливать по незнакомой дороге с кучей поворотов. Правда, такие условия позволяют в полной мере оценить характер тяги и умную бортовую электронику мотоцикла. Включив Дорожный режим, мы отправились в путь.
В условиях, когда неловкое обращение с ручкой газа - хоть на открытие, хоть на закрытие - может привести к срыву, я с лёгкостью выжал из мотоцикла ровно то ускорение, которого хотел, и он ни разу не заюлил задом и не исполнил ничего пугающего. Тормоза Brembo показали превосходную информативность и эффективность торможения, даже когда я с опаской входил в некоторые повороты. Резина Bridgestone S22 ни разу не потеряла сцепление с дорогой, несмотря на мокрый асфальт.
Со временем туман рассеялся, дорога высохла и позволила ехать веселее. Но сухой асфальт, встретивший нас, оказался довольно неровным. Подвески скорее жестковатые, но в общем справлялись со всеми кочками и ямами, кроме самых ужасных. А что насчёт управляемости нового шасси? Да, Super Duke R стал быстрее поворачивать, и это особенно заметно на перекладках в S-образных поворотах. Он стал значительно проще менять траекторию в небольшом наклоне, и в отличие от прошлой модели, которая при трейл-брейкинге норовит войти пошире, 1290-й 2020 года не только держит траекторию, но и отлично отзывается на торможение в середине поворота, когда требуется уменьшить радиус. И, наконец, более высокая ось маятника тоже вносит свой вклад: мотоцикл не пытается распрямиться на открытии газа при выходе из поворота.
Чуть более агрессивная посадка всё ещё удобна для долгой езды, и только от скорости зависит то, насколько сильно вам будет мешать набегающий поток воздуха. KTM подобрали отличный состав пены для сиденья, сочетая в нём плотность для удобного перемещения тела и мягкость для повседневной езды. Подножки расположены очень удачно, а тем, кому нужно, чтобы они были повыше и вынесены подальше назад, повезло, ведь у подножек есть регулировка относительно верхнего крепежа.
SUPER DUKE R 2020 НА ТРЕКЕ
Наш трек-день состоял из шести 20-минутных заездов с примерно 10-минутными перерывами между ними. Как я уже говорил, трек был выбран очень удачно: на нём можно оценить и рулёжку, и эластичность двигателя, и эффективность тормозной системы.
Разумеется, на треке мы испытывали комплектацию Super Duke с Track Pack, поэтому режим езды Трек был доступен. В нём я выставил топливную карту на Дорожную, ABS поставил в режим Supermoto, и включил Вилли контроль. Думаю, вам непонятно, почему я установил такую топливную карту. Большинство райдеров, с которыми я общался, ехали на Спортивной карте, и я несколько стеснялся своего выбора, пока не поговорил с одним опытным райдером, который сказал, что тоже ехал с Дорожной картой. Почему? Да потому, что в таком варианте двигатель мягче откликается на открытие в повороте. Хотя и со Спортивной картой проблем не было, но я из тех, кто предпочитает плавность в движениях, и Дорожная карта полностью соответствует моим вкусам.
Но мы говорили о характере двигателя. Я бы предпочёл чуть более равномерный характер тяги, но в целом двигатель весьма управляем. С такой широкой кривой почти любой поворот можно проехать не переключаясь. Или например лёгкое движение левой ногой вверх - и я вхожу в левый поворот, в котором в наклоне уже не смог бы переключиться, и не приходится перекручивать двигатель.
На выходе из поворота, там где прошлая версия Super Duke R пыталась бы распрямиться, улучшенная геометрия маятника и прекрасная резина Bridgestone S22 держат меня ровно на той траектории, которую я выбрал. Резину я особенно хочу похвалить: это дорожная модель, но она выдержала полный день на треке под немалой нагрузкой. И даже к концу дня, уже потрёпанная, она всё равно выполняла свои задачи на отлично.
Работа KTM над шасси не прошла даром. Там, где предыдущее поколение пробует распрямиться при трейл-брейкинге, третья версия Чудовища ничего похожего не делает. Наоборот - тормозами можно смело (но аккуратно) пользоваться вплоть до апекса. Это особенно заметно в одном конкретном повороте на треке - при приближении к нему едешь вниз по склону, затем поворот налево проходит через холм, что приводит к правому уклону трека, и как будто этого мало - на выходе из поворота его радиус уменьшается. Тормоза Brembo позволяют чётко модулировать торможение вплоть до прямого участка на выходе.
Ускорение 1290 Super Duke R нужно ощутить именно на треке, чтобы оценить по достоинству. Длинный правый поворот перед длинным же прямиком начинается с уклона вниз, а затем наоборот идёт в горку. А когда переходит в прямик - трасса выравнивается, и здесь выясняешь, что Super Duke R способен поднять переднее колесо даже на пятой! При этом ощущаешь весьма неслабый ветер - при скорости за двести он буквально прижимает шлем к лицу так, что зрение расплывается.