Найти в Дзене
Modern management journal

Менеджмент - от слов к делу

Оглавление

Почти каждый день в нашем информационном поле витают слова "менеджмент", "менеджер продаж", "менеджер по маркетингу", "менеджер социальных сетей", "менеджер по огороду" (еще чуть-чуть и такие появятся) и прочие чудные слова, которые несут за собой некий сакральный смысл, не всегда понятный окружающим. На самом деле все куда проще, но современная тенденция всех окрестить менеджерами (хотя их от сил можно назвать манагерами) может искажать суть данных слов.

Разберемся по понятиям:

Само по себе слово менеджмент можно трактовать как управление или в неком роде администрирование. Обратившись к родоначальникам того самого менеджмента, мы увидим такие определения:

  • Фредерик Тейлор, американский инженер и прародитель научного управления, который первый начал использовать слова "менеджмент" и "менеджер" в том смысле, который подразумевается и сейчас, философски утверждает, что менеджмент - это искусство видения и понимания того, ЧТО нужно сделать, и осознание того, каким образом это сделать в лучшем виде.
  • Далее определение Анри Файоля дает нам возможность понять не только трактовку менеджмента, но и определить его функции. Он выдвигал мысль, что менеджмент есть процесс прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля.

К данному определению можно также отнести функцию мотивирования в менеджменте. Тем не менее, отсюда мы можем вынести основные постулаты управления чем-либо. Более подробно о функциях менеджмента мы поговорим чуть ниже в данной статье.

  • Питер Друкер, американский ученый, который, можно сказать, изменил формат блюда под названием управление. Представьте, он добавил в щи свеклу и получился борщ. Примерно также он сделал с теорией управления, указывая на то, что нет идеальной концепции управления.

В разных организациях требуется "донастройка решений" - иными словами, коробочного решения для универсального подхода к управлению не существует поскольку организация - это некий организм, который имеет свою внутреннюю и внешнюю среду. Этот организм бывает вредным и привередливым, а бывает гибким. До Питера Друкера многие полагали, что менеджмент - это точная наука, которая не терпит допущений и работает без погрешностей на персонал, страну и экономику, в которой "обитает компания".

Подробнее о функционале управления:

Структура функций менеджмента
Структура функций менеджмента

В функционал управления входят следующие пункты:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Контроль
  4. Мотивирование
  5. Координация

Планирование

Этап планирования предполагает, что управленец исходя из вводных (тип, размер, структура компании) определяет цели организации и совместно с этим предлагает свое видение того, как эти цели могут быть достигнуты. На данном этапе ключевой активностью является анализ текущего состояния организации и внешней среды (например, SWOT-анализ). Далее определяются с наилучшими альтернативами для достижения намеченных целей.

Представим, что ныне популярные производители HQD хотят увеличить количество новых покупателей. С помощью мозгового штурма они приходят к выводу, что можно создать новые вкусы и форматы их товара, предложить покупателям выгодные для них акции или же создать коллаборацию с блогером в социальной сети. Для менеджера важно понимать, что из этих действий будет наиболее целесообразным и менее затратным: либо мы идем в R&D отдел, требуя новых разработок, либо напрягает маркетологов, либо призываем SMM-щика к креативным идеям. А что предпочтете вы?

Организация

После того, как в офисе Shenzhen hanqingda Technology Co (они же производители HQD) определились со стратегией менеджер передает задачу ответственному отделу/отделам и распределяет ресурсы сотрудников.

На этапе организации управленцу необходимо делегировать задачу персоналу, корректно объяснить последовательность действий и наметить ту конечную точку, куда должен прийти сотрудник с выполненной задачей. Причем здесь важно учитывать особенности и обязанности сотрудников. Если перед нами не большая корпорация, а представитель малого и среднего бизнеса (МСБ), то во всей компании может быть всего 5 или 6 сотрудников, которые имеют бесконечный список обязанностей (но не все из них он выполняет удачно).

Контроль

Под контролем подразумевается процесс оценки выполнения плана с прогнозируемыми сроками/бюджетом/качеством. При необходимости сотрудниками предоставляют дополнительные элементы обучения, корректируются сроки выполнения задач.

В функцию контроля входит мониторинг того, не исчерпал ли весь бюджет отдел разработки своими прекрасными новинками HQD. Вместе с этим функция контроля может пересекаться с управлением ожиданиями клиента. По причине нехватки ресурса или увеличенного масштаба работ сроки проекта могут быть смещены - это тоже своего рода контроль ситуации.

Мотивирование

Возвращаясь к Друкеру и его идеям, важно отметить, что организация - это организм, почти как человек, которому необходимо дышать, есть и восстанавливаться. Для всех вышеперечисленных действий необходим ресурс. Одним из ключевых ресурсов в организации являются люди. Да, так просто, но не менее важно. Людей иногда необходимо подбадривать и держать в тонусе, чтобы они не перешли от производства HQD к IQOS.

За эффективно выполненную работу сотрудникам может назначаться премия как формат материального мотивирования. Кроме того, в компании может присутствовать нематериальная система мотивирования и прочие элементы корпоративной культуры, которые заставят сотрудников чувствовать себя ближе к компании.

Координация

В любом процессе иногда бывают простои и неполадки. Данные проблемы могут возникать или из-за технического процесса, или по вине человеческого фактора. Второе подразумевает непонимание поставленной задачи и потерянность в дальнейших шагах. Поэтому момент координации всех задач, сотрудников сопутствует практически повсеместно процессу управления.

В отделе необходимо проводить инструктажи, а также тем или иным образом коммуницировать с сотрудниками. Желательно при этом получать обратную связь, потому что один и тот же вопрос может быть воспринят абсолютно по-разному. Можно сказать, что координация - это операционный процесс управленца, который является незаменимым элементом его деятельности.

Подводя итог

В конечном счете мы видим, что управление - это весьма комплексный процесс, который требует обширных знаний и навыков от менеджера. Не важно, чем именно мы управляем - компанией, отделом, собственным временем или собой. Важно то, каким образом мы это делаем и какие факторы берем в счет. В некотором роде управленцы - уникальный трудовой ресурс, который объединяет в себе множество задач и компетенций.

Управление куда больше, чем вышеописанные функции. Естественно, они тесно связаны друг с другом. В теории мы прекрасно понимаем их разницу, но в практике все едва ли различимо, что требует от управленца отдачи и четного понимания всех элементов и взаимосвязей по истине живой системы - организации.

Другие инсайты мира менеджмента вы можете найти на моем канале. Пишите в комментариях темы для статей, которые были бы вам интересны!

Ваша Натали