Они регистрируют нас на рейсы, помогают найти нужные сведения, сортируют багаж. Да и убирают огромные аэропорты тоже всё чаще они. Ещё не догадались о ком я? Правильно, о роботах. Помните, как ещё лет двадцать назад мы сталкивались с умными машинами только в кино и фантастических романах? Но будущее наступило, а пандемия ускорила внедрение роботов в нашу жизнь. На связи Letundra. Сегодня расскажу, почему машины захватили аэропорты и как с ними правильно взаимодействовать.
На каких работах машины заменили людей
Мотивы ускоренного внедрения машин в работу аэропортов понятны — коронавирус роботам не страшен. Да и работают они без выходных и перерывов на обед. Кроме того, затраты на обслуживание искусственного интеллекта ниже, чем зарплаты живых кассиров, охранников или курьеров.
На каких же работах роботы заменили сотрудников аэропортов? В основном, они используются для:
- Информирования. Роботы курсируют по залу и предоставляют пассажирам всю необходимую информацию.
- Регистрации на рейс. Стойки самообслуживания и регистрации по биометрическим данным уже эксплуатируются в аэропортах США.
- Приёмки и сортировки багажа. Механизмы справляются с этой задачей лучше и быстрее людей.
- Распределением парковочных мест. Использование ИИ позволяет оптимально использовать свободное место на площадке.
- Охраны. По китайским аэродромам курсируют боты, которые сканируют лица пассажиров и сверяют их с базой разыскиваемых преступников. Они оснащены электрошокерами, так что могут «помочь» и с задержанием.
- Уборки. Автоматизированные роботы-пылесосы занимаются вопросами чистоты в американских залах ожидания, а в Гонконге роботы-уборщики проводят дезинфекцию в залах ожидания и туалетах.
- Транспортировки. Помогают людям с ограниченными возможностями добраться до самолёта.
- Предполётного структурного осмотра самолёта. В будущем эту задачу планируют полностью передать искусственному интеллекту.
- Борьбы с птицами. В Нидерландах роботы отпугивают птиц со взлётно-посадочных полос.
Конечно, нужно понимать, что пока все машины, внедряемые в аэропортах мира — это так называемые «сервисные» роботы. То есть они используются для довольно рутинных процессов со строго прописанными алгоритмами.
Аналитики компаний Aira и Vero Solutions на основе своих исследований, предрекают, что роботы полностью заменят обслуживающий персонал аэропортов. Случится это по прогнозам уже к 2030 году. В будущем роботы якобы не только заменят существующие способы регистрации пассажиров. ИИ получит доступ к нашим личным данным и даже сможет определять физическое и эмоциональное состояние пассажира.
Но пока так далеко машины не заходят. А выполняют простые и действительно полезные действия. Так, робот Gita в аэропортах штата Миннесота бесконтактно доставляет еду и товары из разных магазинов аэродрома по заказу клиента. Голландский искусственный интеллект по имени Care-E принимает багаж и сопровождает пассажиров до самолёта. Бот Candroid в Новой Зеландии используется для бесконтактной регистрации на рейс. Роботы Hospi в Японии занимаются уборкой столов в местных кафе, приносят бутылки с холодной водой, показывают расписание автобусов. А в московском аэропорту Внуково робот по имени Леночка сам подъезжает к пассажирам, которым нужна помощь и консультирует их.
Как взаимодействовать с роботами
Отправляясь в путешествие, стоит быть готовым ко встрече с роботом. Они теперь буквально повсюду. Пугаться не стоит, лучше заранее узнать что нужно делать. Вот несколько советов. Алгоритм действий довольно прост:
- подойдите к роботу;
- позвольте ему отсканировать лицо и биометрические данные;
- просканируйте посадочный талон или QR-код на телефоне.
Важно! Не допускайте никаких нарушений на глазах у бота. Наденьте маску, стойте спокойно и ни в коем случае не заходите в запретные зоны. Человек может закрыть глаза на ваши огрехи, а робот работает по строгому алгоритму. При отклонении от него будут проблемы.
Говорите медленно и чётко. На аэровокзалах довольно шумно, поэтому могут возникнуть проблемы с распознаванием речи. Старайтесь использовать прямые и понятные формулировки. Юмора, как и переносных значений слов, искусственный интеллект не понимает.
За и против роботизации
Использование механических помощников в аэропортах до сих пор вызывает споры. С одной стороны, роботы дают:
- эпидемиологическую безопасность;
- скорость работы;
- безупречное выполнение рутинных задач;
- низкие затраты на обслуживание.
С другой стороны, искусственный интеллект пока не получил должного развития. Роботы и голосовые помощники часто «зависают». Им сложно адаптироваться к разговорной речи без чёткой постановки задачи.
Кроме того, искусственный интеллект всё ещё работает по заранее запрограммированным алгоритмам. Он не делает исключений даже в тех ситуациях, когда программа противоречит здравому смыслу.
Поэтому, в работе машин часто возникают ошибки и курьёзные случаи. К примеру, в одном из азиатских аэропортов искусственный интеллект выполнял роль охранника. Он следил за тем, чтобы люди не заходили в запретную зону, куда может иметь доступ только персонал. Однако работников аэровокзала робот тоже не узнавал, постоянно поднимая тревогу.
Достаточно забавный случай, произошел в минском аэропорту — пассажиры пытались купить билет у робота Василисы. Однако тот часто давал ответы невпопад и норовил переключить пассажиров на живого оператора.
Ещё сотрудники аэровокзалов часто жалуются на поломку ботов, которые не всегда правильно обходят препятствия и падают. А вам уже доводилось сталкиваться с роботами? Расскажите о своём опыте в комментариях.
Если статья понравилась, буду благодарна за лайк. Подписывайтесь на канал — я стараюсь писать о том, что интересно и полезно путешественникам. Ваша Letundra.
Также может быть интересно:
С вирусом не по пути: какие технологии и правила обеспечивают безопасность в аэропортах
Опасное движение: как захват Афганистана повлияет на авиабезопасность и маршруты
Турбулентность: как погода делает полёты опаснее, дороже и при чём тут айсберги