Кто такая Оля Мещерская? Попрыгунья-стрекоза, заигравшаяся чужими судьбами, или смятый жестокими руками мотылёк?
За последние 30 лет я неоднократно вчитывалась в легендарные строки небольшого рассказа Бунина. И чем старше я становилась, тем сильнее мне хотелось сказать слова защиты в адрес Оленьки Мещерской.
Кто такая Оля Мещерская? Что она натворила? Это та самая бунинская девушка, которая рассуждала с подружкой о женской красоте, описанной в средневековом трактате, и убеждала, что всё, всё это есть у неё, в том числе и лёгкое дыхание.
Аааа - вспомнит читатель - ну конечно, Оля! Как же, читали в школе. Так что там она натворила? И от кого её нужно защищать? Напомните.
С осуждением Оли Мещерской я впервые столкнулась, когда изучала "Лёгкое дыхание" под началом нашего школьного учителя, Елены Николаевны. В её трактовке бунинская героиня - попрыгунья-стрекоза, которая погибла, едва начала свою взрослую жизнь, потому что играла-играла чужими судьбами и заигралась. Оленька кружит головы и кружится сама в вихре удовольствий. Бездумное порхание по жизни до добра не доводит.
С удивлением я смотрела в рот Елене Николаевне в буквальном смысле этих слов. Оленька мне понравилась. Она красивая и не кичилась этим. Мне было её жалко. Я с Мещерской была на одной волне. Меня тоже беспокоило: красивая я или нет. Мне тоже хотелось восхищения и любви. Но мне было уже 17, а ей 17 никогда не будет. Её застрелил взрослый любовник. В 16 лет! В 16 лет моим самым тяжким прегрешением были стянутые у матери помада и сапоги, чтобы явиться на дискотеку во всей красе.
Уже тогда мне хотелось заступиться за девочку с необыкновенно живыми глазами. Но кинув взгляд на одноклассников, которые согласно кивали с видом "не читали, но, конечно, осуждаем", на порозовевшую Елену Николаевну, я смолчала. Наверное, - решила я - как-то вскользь читала и что-то не так поняла в "Лёгком дыхании".
Позже я сталкивалась с осуждением Оли Мещерской, когда изучала это произведение со своими учениками. Удивительно, но чаще всего Олю называли ветреной и глупой девочки, которых я учила. Их первое впечатление от образа Мещерской я принимала к сведению, а затем с помощью вопросов подводила к пониманию, что с бунинской героиней не всё так просто.
Что можно вменить в вину Оленьке Мещерской?
Она сошла с ума от веселья. Будучи 15-летней барышней, бегает с детьми из младших классов, падает, при этом становятся видны её колени. Поразительное легкомыслие!
В гимназии про Оленьку говорят, что она ветрена, окружает себя поклонниками. Некий безумно влюблённый и более чем живой Шеншин покушался на самоубийство из-за Мещерской, потому что она вроде отвечает на чувства гимназиста, но слишком изменчива в обращении с ним.
Оленька стала женщиной в 15 лет с Малютиным, годившимся ей в отцы.
В 16 лет она завлекла некрасивого офицера, была с ним близка, клялась, что станет его женой, а потом на вокзале, провожая своего любовника, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним. Оля дала офицеру прочитать страничку из дневника, где она рассказывала о себе и Малютине. Офицер застрелил девушку прямо на платформе.
Итак, неужели перед нами юная профурсетка и её жизненный итог - гибель от руки взбешённого очередного любовника - закономерен? Это ли подразумевал Бунин, создав образ Оли Мещерской?
Вчитываясь в каждое слово, я не могу не задаваться вопросами. И отвечая на них, раз за разом я прихожу к одинаковым выводам.
До вмешательства в Олину судьбу Малютина в девушке не было ничего порочного и ветреного. Дневник Оли отображает нам девичий внутренний мир до того, как Малютин его походя разрушил. Девушка после отъезда родителей в город осталась в деревенском доме одна. Она не вертится перед зеркалом: как я красива и соблазнительна, не примеряет платья и украшения. Оля музицирует и гуляет по летнему саду. Она не тяготится одиночеством, очень счастлива, и даже мысли её были хорошие. 15-летняя Оля проста, чиста и гармонична. Не случайно её так любят дети из младших классов.
Из дневника и ряда эпизодов становится понятна ещё одна яркая черта личности Оли: она инстинктивно тянется ко всему красивому, будь то необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе, пара красивых лошадей Малютина или он сам: но он еще очень красив и всегда хорошо одет, пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. Наверное, именно поэтому и ей самой хочется быть красивой в своих собственных глазах и глазах окружающих.
Вряд ли мы станем обвинять Олю Мещерскую в том, что она красива без всяких ухищрений и что ей хотелось это знать наверняка. Кого в 14-15 лет не волнует собственная изменяющаяся внешность?
Оля через год - это девушка, которая сошла с ума от веселья, казалась (ключевое слово - казалась: казаться не значит быть) самой беззаботной, самой счастливой, глядела на начальницу гимназии ясно и живо, но без всякого выражения на лице. Она отчаянно веселится среди гимназистов и надевает маску равнодушия, когда беседует со взрослыми. Почему? Она пытается не только окружающих убедить в том, как ей весело и как она безразлична к тому, что о ней думают, но и саму себя. Словно пытается усилием воли вернуться к себе прежней. Но в глубине души она знает, что это невозможно. Она несчастна и с трудом находит в себе силы, чтобы жить.
Кто в этом виноват? Она прямо называет виновника начальнице гимназии: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне...
Вопросы. Вопросы. К господину Малютину много вопросов.
Для чего было взрослому, точнее даже уже немолодому 56-летнему мужчине оставаться на несколько часов в доме одному с 15-летней Олей? Почему, узнав, что его сосед и друг уехал с семьёй, Малютин не откланялся и тут же не уехал к себе обратно? Дождь остановил? Мужчину, приехавшего в крылатке (плаще с пелериной) и на паре лошадей, а значит, была коляска. Очевидно, что дождь - это только предлог остаться рядом с Олей. Для чего были шутки о давней влюблённости в Олю и что они Фауст с Маргаритой? Для чего было, когда девушка сказалась нездоровой и прилегла на тахту, присаживаться рядом, говорить любезности, брать её за руку, целовать через платок?
Если Оля не вполне понимает, участницей какой игры вольно или невольно она стала, то уж 56-летний господин прекрасно отдаёт себе отчёт, что и зачем он делает. Если Оля и соблазняет Малютина (ведь не отталкивает же, не убегает с пылающими щеками, даже признается в дневнике до своего "сумасшествия", что считает его красивым и ей льстят ухаживания друга отца), то мы, взрослые люди, понимаем, что в 15 лет за этим стоит обычное любопытство, первая проба своих просыпающихся женских сил, не совсем пока понятное волнение плоти, стремление быть любимой... что угодно. Но уж, конечно, не приглашение в постель.
Дневник Оли не раскрывает нам, что случилось после её близости с Малютиным, утешил ли он юную женщину, объяснил ли ей, на ком ответственность за произошедшее. Знаем лишь, что почувствовала Оля после первой, такой важной для всей остальной женской жизни близости с, казалось бы, опытным мужчиной.
Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..
Опыт, который она приобрела год назад в объятиях Малютина, новое знание о самой себе, о чувственной стороне своей натуры, которых она сознательно не искала, но приобрела не с тем, кого любила, и не тогда, когда была к ним готова, привели к тому, что Оля испытывает отвращение к Малютину и к себе. Именно отвращение к себе, ощущение того, что она испачкалась после близости с Малютиным, и делают Олю такой несчастной, словно ищущей себе погибели: теперь мне один выход...
А что же Алексей Михайлович, сосед и друг отца Оли? По возвращении домой пустил себе пулю в лоб в своём кабинете? Бросился перед семьёй Мещерских на колени в акте покаяния? Написал хотя бы Оленьке письмо с простым человеческим "милая девочка, прости меня"? Ничего. Оля ничего больше не пишет в дневнике про Малютина потому, что после их близости больше ничего не последовало. Он дождался, пока просохнет после дождя, и укатил домой.
Послушайте, человек из привилегированного слоя населения, скорее всего дворянин, для которого понятия мужской чести, репутации, девичества должны были бы иметь особенное значение, так не поступил бы даже с дочерью своего врага.
Для меня Малютин - главная причина гибели Оли, стареющий сатир, человек без чести, поправший законы дружбы и гостеприимства. Мерзавец, после которого хочется вымыть руки. Представьте себе, что друг вашей семьи сделал такое с вашей 15-летней дочерью. Какой бы развитой и ветреной она ни казалась, разве нам пришло бы в голову обвинять в произошедшем 15-летнюю девочку?
Олин убийца, некрасивый офицер плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская. К этому персонажу у меня тоже много вопросов. И я продолжу их задавать в следующей публикации.
Какое впечатление у вас осталось после школьного прочтения "Лёгкого дыхания"? Были ли мысли, о чём это произведнние? Что подумали об Оле Мещерской? Делитесь мыслями, мне интересно знать, есть ли у меня единомышленники.