Наследие некогда могущественной империи Сасанидов, славившейся своим богатством и роскошью, сильно влияло и на самих халифов. Даже образ правителя, его многочисленная стража и пышный церемониал двора, развившиеся при Аббасидах, были прямым подражанием Сасанидским шахиншахам. Изменения коснулись и армии.
При захвате власти Аббасиды опирались на иранские военные подразделения, поэтому после их воцарения персы составили новое ядро их войска, вытесняя арабов. Тем самым халифы сумели освободиться от постоянного давления арабских племенных группировок на центральную власть.
Потеря влияния арабов в государственной власти подтверждалась еще и тем, что Аббасидские халифы зачастую сами имели смешанное происхождение от неарабских жен и наложниц их отцов. Но, если и существовало решение, позволявшее удерживать власть над пестрым объединением народов, которым был халифат, то слияния и заимствования других обычаев и традиций было не избежать. И надо сказать, новая политика себя вполне оправдывала, особенно при первых Аббасидах.
Причина, по которой Богдадский халифат имел огромное влияние на соседей
Во второй половине 8-го и начале 9-го веков халифат был одним из сильнейших и могущественных государств мира. Ни один из соседей не представлял существенной внешней угрозы. Войны с Византией периодически велись, но без особого успеха для какой-либо из сторон.
То, что арабское завоевание объединило многие разрозненные области и государства, на первых порах сыграло положительную роль в экономике и привело к росту торговли и подъему ремесленного производства. От Испании до Индии передвигались торговые караваны, не встречая ни границ, ни таможни.
Помимо широкой внутренней торговли, к которой восточные народы всегда были расположены, процветали и внешние экономические связи. Морские торговые пути связывали халифат с Индией и Китаем с одной стороны и восточной Африкой с другой. Торговля с Византией из-за частых войн была затруднена, но война войной, а товарообмен никогда не прекращался надолго.
На подъеме были также наука и культура. Многие халифы покровительствовали ученым и деятелям искусства. В Багдаде при аль-Мамуне была основана академия, называемая "домом мудрости", в которой велись догматические дискуссии, а также переводились труды греческих, персидских и индийских ученых.
Покровительство Аббасидов привело к большому всплеску научной активности, прежде всего в математике, астрономии и медицине. Труды мусульманских ученых намного опередили свое время и впоследствии оказали большое влияние на европейскую науку эпохи Возрождения.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!