Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Мария Магдалина - несомненно, один из самых популярных персонажей евангелий в смысле ее изобразимости (пожалуй, в этом она соперничает разве что только с Христом, Богоматерью и Иоанном Крестителем). Ее изображали и продолжают это делать многократно, притом в преподнесении ее образа есть существенные разночтения в православной и католической традициях. Кроме того, существует обычная светская живопись, где художники показывают Марию Магдалину неканонично в том или ином прочтении, выбирая разные эпизоды ее жизни.
Чаще всего, конечно, эти эпизоды связаны с евангельскими упоминаниями о ней. Например, полотно великого русского художника Александра Иванова (автора "Явления Христа народу"), в котором присутствует образ Марии Мандалины, отражает тот значимый момент, когда Иисус явился ей после своей смерти. Как известно, дело происходило в саду, и Мария сперва приняла Христа за садовника, потом, узнав, естественным порывом хотела прикоснутся к нему, но Христос не дал этого сделать, сказав Марии, чтобы она донесла весть о его воскресении до апостолов.
Будучи православным, Иванов показывает Марию Магдалину как добродетельную женщину, отнюдь не как бывшую блудницу, хотя и подчеркивает ее распущенные волосы, что является элементом католического прочтения ее образа.
Католики традиционно изображают Марию Магдалину именно с длинными распущенными волосами, поскольку исходят из убеждения, что она была блудницей, которая под влиянием учения Христа встала на рельсы добродетели и раскаялась. В евангелиях есть сюжет, в котором говорится о посещении Христом дома Симона Фарисея. В этом доме присутствовала некая бывшая блудница, которая духовно переродилась и омыла ноги Христа, умастила их благовониями и вытерла своими волосами.
Неизвестно, кому первому пришло в голову отождествить эту безымянную женщину с Марией Магдалиной, но так произошло, и для католиков это неоспоримый факт: Мария была ранее блудницей.
В текстах ни одного из евангелий нет ни слова о том, что #Мария_Магдалина была когда-то падшей женщиной. Там говорится, что она была одержима бесами (то есть больна), а когда Христос ее исцелил, стала его ученицей и следовала за ним. Она присутствовала при казни, стала одной из жен-мироносиц, ей явился Христос после воскресения. Вот и все сведения об этой женщине. И ничего о ее занятиях древнейшей профессией.
Так что соединение ее образа с образом безымянной блудницы, раскаявшейся и ставшей добродетельной, совершенно произвольное. Православное понимание ее образа ближе к евангельскому, чем католическое.
Но католическая традиция породила зато большое количество выдающихся произведений искусства, в которых обыгрывается тема раскаяния и преодоления греховности. В христианстве уже есть образ безупречной женщины - это Мадонна. Но она - недостижимый идеал без единого изъяна, и в этом смысле не так близка людям, как обычная земная женщина со своими недостатками, сумевшая преодолеть их. В образе Марии Магдалины есть интрига, развитие характера, кардинальное изменение личности. Это так понятно простым людям, тоже желающим стать лучше, чем они есть.
Если даже такая женщина имеет шанс стать избранной Христом, преодолев свою греховность, то есть надежда и у других грешников, как бы говорит ее образ.
Он и сейчас будоражит воображение писателей и художников. Одна из новых версий - Мария Магдалина была женой Христа и, разумеется, никакой не блудницей. Более того - родила ему ребенка, то есть на Земле живут потомки Иисуса. И еще - именно она распространила христианство как учение. Такие вот дела.
#искусство #культура #история #религия
Читайте еще на моем канале:
Удивительная жизнь Нельсона Манделы
Какая связь между Герценом и Тайной вечерей?
В блоге мужа:
Потрясающий памятник сожженным книгам в Берлине