В наше время принято хвалить хорроры Якутии. Я тоже это делаю. Но не стоит раздавать комплименты всему снятому в республике. Сегодня речь о двух фильмах, которые часто упоминаются в контексте развития якутского хоррора. Серьезно они выше 3 из 10 вряд ли заслужили. Однако в свое время они подогрели интерес к жанру в Якутии.
Фильм «Тропа смерти» (2006) и его продолжение 2008 года снял Анатолий Сергеев по своему сценарию. С тех пор он в полном метре не работал и выступал больше как актер дубляжа, часто озвучивая хорроры. Наверно, это правильно, ведь режиссура у данных фильмов слабенькая.
Съездить на шашлыки или кино поснимать?
Первое кино рассказывает о группе парней-студентов (подруг с собой не взяли), решивших устроить шашлыки на заросшей лесом горке. Один из них старательно изображает уже употребившего и раскидывает бутылки в лесу. Остальные несимпатичные герои произносят формальные реплики, неловко и несмешно шутят, неправдоподобно употребляют напитки и т.д.
Недавно я вспоминал тоже коленочный хоррор «Паранормальный Якутск». Там экшна почти нет, а саспенс проще некуда. Но фильм хорошо работает, во многом за счет интересной и естественной речи героев.
Знатная болтовня в последнее время часто становится спасением небогатых создателей ужастиков. Даже термин придумали — мамблгор (хороший пример поджанра — белорусский фильм «Сашин ад», который даже поездил по фестивалям).
Но это все не про фильмы Сергеева. Возможно, он и хотел естественности, но получилось очень плохо, словно актерам сказали не быть естественными, а изобразить естественность.
Даже ссорятся тут неправдоподобно, по надуманной причине. Ну, и в ходе ссоры нарушают покой шаманского дерева. За это — внезапная непогода (ладно хоть ветер сняли нормально), блуждание как в Блэр, кульминация с нечистью в стиле «Проклятия», очень похожая, кстати, через пару лет появилась в еще одном якутском ужастике «Бесплодные земли».
После леса — полчаса в городе (девушки, унылый ночной клуб, пьяные посиделки), которые уже мало что меняют.
К сиквелу подвезли мясо
Продолжение 2008 года — киношка с реальным действием около 56 минут, что даже по либеральным российским меркам близко к вылету из категории «полнометражный фильм». Если удалить флешбек-вставки из первой части, останется еще меньше. Но сиквел все же вышел лучше.
Эту постановку обогатили событиями: нечисть забирает человек семь, наверно, если не больше. Локации в основном — квартиры, общаги, вуз, от «тропы» остались в основном воспоминания. Добавилось хоррор-сцены.
Наверно, это неплохо. Еще бы убрать моменты, где жуть похожа на клип из 90-х для районной метал-группы. Или пусть уж остаются. Получился не такой плохой трэшак.
Понятно, что ребята копируют любимые ходы j-хоррора, но за старание и количество можно и похвалить. Как и за разнообразие действий нечистой силы. Порой это совсем смешно, вроде нападения густых волос на подругу протагониста. Но есть и мрачноватые куски, типа сцены в пустой римской аудитории и скачек первого выбывшего героя у дерева шамана. Неплохо, наверно, и про автобус без водителя.
Плюс — ввели провалы сознания героя и общение с призраками друзей. Местами удачно. И самая хорошая новость: в этой части меньше слов! Играть за два года не научились, на звуке экономия, диалоги глупые. Монтаж с трэшатиной лучше, чем склейки в сценах раздумий героя.
Эти проблемы снова лишают фильм жизненности и души, которые зависят не от бюджета, а от творческих способностей команды. Лучше бы уж говорили по-якутски, а перевод на русский сгладил бы многие дефекты...
Впрочем, все это сказано про кино позапрошлого десятилетия. Якутский хоррор уже вырос. Об этом — по ссылкам ниже.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана
Якутские хорроры — дешево, сердито, на радость киноманам (часть 2)
«Пугало»: как Триер, Кинг и Балабанов встретились в якутской деревне
«Иччи» укрепляет бренд якутского фильма ужасов