"Зависть - самая искренняя форма признания" (Вильгельм Буш)
Бывает такое, что пациенты в клинике срываются, и употребляют, например, алкоголь и на территории клиники в урны выбрасывают бутылки
Для пациентов, которые борются со своей зависимостью - это триггер. Опасность. Срыв.
Для нас терапевтов, это конечно, про протест. Про защиты.
Почему кто-то срывается и делает это, зная, что тем самым подвергает опасности других пациентов?
Могут быть разные причины, а сегодня про зависть.
"Я завидовал, что все могут, а я нет", - говорит пациент.
"Я был зол и выкинул бутылки в мусорку на территории клинике! Специально принес".
Пассивная агрессия. Там скрывается зависть.
Зависть - это эмоция, о которой очень трудно сказать и признаться в ней, потому что она одновременно вызывает чувство стыда. Ее сложно выносить и самому человеку. Тянущая. Тяжелая.
Когда мы действуем эмоционально, большинство из нас может признаться себе и другим, что мы действовали из страха или в гневе. Но если кто-то завидует, это обычно отрицается. Это нечто скрытое. Запретное. Неприкасаемое. Постыдное. Но, как и любая другая эмоция, она является чем-то естественным и входит в базовую комплектацию каждого из нас.
Зависть не причисляют к базовым эмоциям: для нее нет характерного выражения лица, потому что в ходе эволюции, вероятно, никогда не было целесообразно показывать это состояние другим. Это эмоция социальная. Про наличие отношения, где есть я и другой.
С эволюционной точки зрения, зависть подталкивала к получению завистниками статуса и связанных с ним преимуществ в своих племенах и семейных группах. Это увеличивало шансы на успешное размножение. Зависть, как и многие другие эмоции, служила для сохранения генов и в то же время выполняла функцию обеспечения более широкого доступа к ограниченным ресурсам.
По аналогии с нашими предками, мы испытываем зависть особенно к людям из нашего ближайшего окружения.
Зависти предшествует сравнение. Мы сравниваем себя не со всеми, а с теми людьми, с которыми у нас есть реальная связь. Именно в малых группах мы испытываем ощутимую привязанность, и различия могут угрожать нашей самооценке. Соответственно, чувство мучительной зависти к незнакомцам - людям, с которыми нет эмоциональной связи, - довольно нетипично.
Мы можем признать, что испытываем зависть и жаждем привилегий других людей.
Речь идет не о самой зависти, а о том,
- что мы делаем из нее,
- как мы с ней справляемся,
- к каким реакциям она нас приводит и
- какие последствия с ней связаны.
Стиль зависти, наш индивидуальный способ справляться с этой эмоцией, является, пусть и скрытой, но определяющей характеристикой личности человека, которая, несмотря на свою невидимость, ощутима для других.
Мы переживаем воспринимаемую зависть как неполноценность, как атаку на нашу самооценку; это обстоятельство, с которым трудно справиться.
Если мы можем справиться с этой эмоцией по-взрослому, то мы признаем зависть.
📌 Зависть может быть очень конструктивной и стать стимулом для того, кому якобы хуже, - достичь или обладать тем же, или даже превзойти его.Таким образом, воспринимаемая зависть может стать силой, которая мотивирует и подстегивает амбиции. Восхищение и подражание, вызванные завистью, являются одним из факторов, определяющих эффективность бизнеса.
Деструктивный стиль зависти часто приводит к действиям, разрушающим отношения.Воспринимаемое личное неблагополучие, атака на самооценку, вызывает у многих людей разорвать отношения. Выйти из отношений. Это попытка избавиться от мыслей о своей неполноценности. Это приводит к разрыву отношений с друзьями, знакомыми и родственниками. Разрыв отношений, т.е. бегство, как якобы проверенная стратегия разрешения конфликта, является распространенным способом. Чтобы не признаваться в зависти, а объяснить разрыв, завистники иногда находят неубедительные объяснения, в которые верят сами, или ищут ссоры, чтобы иметь официальную причину разрыва, которую можно будет сообщить и третьим лицам. Так им легче продолжать хорошо выглядеть перед собой.
В то время как одни ищут только ссоры, другие находят спасение в том, что злословят о завистнике перед третьими лицами, насмехаются, воруют или даже физически нападают на него.
Зависть - это не обязательно зло. Решающим является то, к какому поведению побуждает человека воспринимаемая зависть. Это может подтолкнуть человека к тому, чтобы выйти за свои рамки и тем самым даже стать примером для подражания для других. Вместо того чтобы помещать эмоцию зависти на пьедестал позора, гораздо разумнее понять, что зависть просто существует и сама по себе не является чем-то плохим.
Только то, что из нее мы делаем и как с ней обращаемся, может быть откровенно разрушительным.
Мы несем ответственность за себя и за то, как мы справляемся со своей завистью. Мы можем бежать, можем распылять ее как яд, а можем мужественно признать ее и, если возможно, увеличить наши усилия или найти недостающий пазл, чтобы достичь желанного.
Последнее может привести к другой эмоции - гордости.
Об этом в следующий раз.
"Количество наших завистников подтверждает наши способности" (Оскар Уайльд).