Найти тему

Поголовное сокращение: почему Сибирь теряет животноводство?

Игорь ЕЛИСЕЕНКО, председатель правления «Союзмолоко. Сибирь»

Долгое время в молочном животноводстве делалась ставка на увеличение продуктивности. В Новосибирской области за последний год она выросла на 6 %. Но это происходит за счет узкого круга предприятий, где надои достигают 7–8 тыс. литров молока и более. Чтобы получить такие надои, нужно серьезно вкладываться в рацион животных – покупать дорогостоящие белковые корма, жмыхи, шроты, которые сегодня подорожали в 1,5–2 раза. В то же время цена на сырое молоко не растет. Поэтому рентабельность высокопродуктивных хозяйств падает.

Неудивительно, что фермеры не хотят идти в животноводство, а поголовье молочного стада в регионах Сибири неуклонно сокращается.  Отрасль держится за счет проектов, начатых 1–2 года назад, а новые не торопятся запускать. Так, «Эко-Нива» остановила возведение животноводческих комплексов на Алтае, остается замороженным и строительство молочного завода в Новосибирской области. Этот бизнес – сложный, с длительной окупаемостью. И если государство не примет серьезных мер стимулирования (поддержка техперевооружения и закупки скота, увеличение субсидий на литр сданного на переработку молока), мы не избежим серьезного кризиса в животноводстве.

Однако сейчас эта сфера государству не так интересна, как растениеводство, которое помогает наполнять бюджет за счет экспорта зерновых. Власти видят, что полки в магазинах ломятся от многообразия молочной продукции, никакого дефицита нет. Серьезную долю рынка «закрывают» белорусские производители. Плюс к тому набирают популярность так называемые «молочные альтернативы» – продукты с растительными жирами. И вроде в плане обеспечения молоком у нас все в порядке…

Но ведь спад в животноводстве ведет к разорению деревень и оттоку сельского населения.  Люди уезжают, потому что на селе нет работы. Они и хотели бы заниматься молоком, но, чтобы это было эффективно, нужно перевооружать фермы, переходить на высокотехнологичные системы содержания и доения. Селян уже не привлекает тяжелый физический низкоквалифицированный труд, доярку днем с огнем не найдешь! Молодежи интересно современное автоматизированное производство, а оно требует крупных финансовых вложений, которых крестьянам «не потянуть» без господдержки.

Как следствие – переработка молока также находится в стагнации. Показательный пример – шаги транснациональных компаний, делающих ставку на выпуск напитков и снеков.  Например, «ПепсиКо» в прошлом году закончило модернизацию молочного завода в Новосибирске, вложив $2,5 млн в переоборудование линий  розлива молока на производство соков.

К сожалению, культура питания россиян радикально меняется. Новое поколение переходит на фастфуд, продукты быстрого приготовления. Это касается не только молочной, но и мясной индустрии, где производители также стремятся удешевить свой продукт. Понятно, что это связано с низкой платежеспособностью населения, которое в первую очередь смотрит на цену. Но все-таки было бы правильнее государству вкладываться в развитие сельского хозяйства, модернизацию ферм, а не в поддержку инвестпроектов транснациональных компаний, навязывающих нам свою культуру питания.  Думаю, вред для здоровья нации при таком подходе гораздо выше, чем польза от создания новых рабочих мест на чипсовых заводах.

Информация с сайта www.sectormedia.ru

Все ссылки СЕКТОР МЕДИА ниже.

Ждем в удобном для вас формате:

ВКОНТАКТЕ

ФЕЙСБУК

ИНСТАГРАМ

ОДНОКЛАССНИКИ

ТЕЛЕГРАМ