Друзья, мы продолжаем энциклопедию ГАЗелей-барбухаек. Сегодня добьем до конца букву «А» и поговорим про предприятия Автобат, Автомаш, Автосервис-Центр и… Альтерна. Да-да, вы не ослышались: та самая Альтерна! ГАЗелями она тоже успела позаниматься. В общем, приятного просмотра.
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
ЧП «Автобат» и ЧП «СумыАвтоСоюз» / Сумы (Украина)
В этот обзор данные предприятия (очевидно, как-то связанные друг с другом) попадают достаточно условно, поскольку никогда не являлись официальными автопроизводителями, а лишь занимались изменением конструкции уже поставленных на учет транспортных средств. Переделкой собственно микроавтобусов и изготовлением автобусов из фургонов первое из них занималось с 2001 года. Достаточно типовой работой этих предприятий стала модернизация подержанных ГАЗелей-«маршруток», в ходе которой машины удлинялись на одну оконную секцию (по образцу автобусов модели 3274, о которых будет рассказано ниже в этом же посте), а также получали оригинальную высокую пластиковую крышу. Разумеется, никакого нового обозначения таким переделкам не присваивалось.
АО «Автомаш» / Лубны (Полтавская обл., Украина)
Завод, называвшийся во времена СССР «Агрореммаш», в 1990-е годы активно занялся производством оригинальных грузовых и пассажирских автомобилей, а также спецтехники на шасси УАЗ-3303 и (позже) ГАЗ-3302. Автомашевская продукция была представлена на рынке под торговой маркой «Сула» – по названию реки, на которой расположен город Лубны. Модельный ряд техники на «газелевском» шасси был представлен как минимум тремя модификациями: вахтовый микроавтобус, скорая помощь и грузопассажирский пикап с «усеченным» кузовом фургонного типа и открытой грузовой платформой сзади. Правильные заводские индексы этих машин авторам пока неизвестны.
ООО «Автосервис-Центр» / Нижний Новгород
Предприятие, основанное в 1997 году как ОАО «Автосервис-Центр», первоначально специализировалось на тюнинге автомобилей ГАЗ, а в 2001-м приступило к переоборудованию грузовых фургонов ГАЗ-2705 в «маршрутки» серии ГАЗ-3221 с числом пассажирских мест от 8 до 15. Его продукцию можно было отличить от оригинальной газовской по WMI-коду Х89-BF3 (оригинальная часть VIN-кода, присваиваемая заводу-изготовителю). В декабре 2002 года Автосервис-Центр смог сертифицировать собственные микроавтобусы серии 3274, которые уже не имели аналогов в модельном ряду ГАЗа. Самый простой из них именовался как 3274-0000010-03 (маркировка в VIN-коде 32740С) и представлял собой «маршрутку» в стандартном кузове ГАЗ-2705 с прорезанными окнами и 15 пассажирскими местами. Три другие версии были длиннобазными. Кузов газовского фургона разрезался посередине и удлинялся еще на одну типовую оконную секцию, попутно соответствующим образом наращивалась рама. На выходе получался микроавтобус, габаритная длина и размер колесной базы у которого были увеличены на 1260 мм, а полная масса – до 4110 кг.
Всего таких «такс» от Автосервис-Центра было три разновидности: мод. 3274-0000010 (327400 в VIN-коде) – «маршрутка» на 20 пассажиров, мод. 3274-0000010-01 (32740А) – автобус без допуска на городские маршруты с 17 пассажирскими местами и багажником в хвосте, мод. 3274-0000010-02 (32740В) – люксовая версия на 12 пассажиров с мягкими высокими креслами, установленными только по ходу движения.
Первое ОТТС от 6 декабря 2002 года на семейство микроавтобусов типа 3274 было так называемым «коротким» – на партию из 100 машин. Однако спрос на «маршрутки» в неудлиненных кузовах был столь высок, что уже 24 декабря того же года ОАО «Автосервис-Центр» получило на них отдельное одобрение типа со сроком действия один год. А ранее выданное ОТТС стало использоваться только для выпуска длинных автобусов. Из-за этого возникла чехарда с нумерацией машин. Заводские номера от 001 до 040 из первого ОТТС использовали для изготовления коротких «маршруток», номера от 041 до 100 – для длинных, от 101 и далее – снова для коротких, но уже по второму ОТТС. При этом машины из диапазона 001-040 изготавливали в 2002-2003 годах, из диапазона – 041-100 – в 2002-2005 годах, а из диапазона 101-630 – только в 2003-м. Это хороший пример того, что правило «чем больше заводской порядковый номер, тем новее машина» работает не всегда.
В 2003 году ОАО было ликвидировано, а его правопреемником стало новое юрлицо ООО «Автосервис-Центр» с той же пропиской и первоначально тем же самым WMI-кодом производителя. Поскольку сам Автозавод ГАЗ к тому времени начал активно бороться с практикой переделки фургонов ГАЗ-2705 в микроавтобусы, нового одобрения типа хоть на какие-нибудь «маршрутки» ООО «Автосервис-Центр» уже не получило, и предприятию пришлось искать новые объекты производства. Ими в итоге стали различные лаборатории и спецмашины для оперативных и прочих служб на базе фургонов «ГАЗель» и «Соболь». В производственном процессе мало что поменялось: в цех на переделку точно так же заезжали цельнометаллические фургоны, которые получали окошки в кузове и некую внутреннюю начинку, превращающую бывший грузовой отсек в салон или рабочее помещение. Такие машины получали индексы, начинающиеся с цифр 32741, 32742, 32743 и 32744.
Поскольку в 2003-м годовой объем производства техники в Автосервис-Центре превысил 500 единиц, это предприятие перестало считаться малым и не могло далее использовать старый WMI-код, начинающийся с символов «Х89». А потому перед оформлением новых ОТТС предприятию пришлось приобрести в НАМИ новый WMI-код – «XSJ». Он стал применяться в 2004 году.
Когда в 2005 году у предприятия закончилось действие ОТТС на пассажирские «таксы» (после выпуска машины с заводским №100), в Автосервис-Центре возродили длинные ГАЗели в варианте комби, сертифицировав их по «грузовой» категории N1. Первое такое одобрение типа было получено летом 2005 года и неоднократно продлевалось впоследствии. Обычные грузопассажирские «удлиненки» маркировались индексом 37050А, а машины в специальном исполнении (лаборатории, оперативные и т.д.) несли на конце другие буквы.
В 2007 году на предприятии произошла еще одна реорганизация, в результате которой ООО «Автосервис-Центр» было ликвидировано, а его правопреемником стало ООО «Автосервис-Центр-П», продолжившее выпуск той же спецтехники на базе автомобилей ГАЗ. Ему был присвоен новый WMI-код «Z7D».
АОЗТ «Альтерна» / Ликино-Дулево (Московская обл.)
В 1996 году на Альтерну поступил заказ от НПО «Экран» на постройку кузовов фургонного типа для АСМП на шасси ГАЗель по образцу изделий финской фирмы «JANVAN Rovaniemi». При этом от Альтерны требовалось лишь собрать кузов и смонтировать его на шасси, а установкой всего медицинского оборудования в салоне специалисты Экрана впоследствии занимались самостоятельно. По сравнению с финским прототипом кузов Альтерны сохранил те же габариты и компоновку, но был кардинально упрощен по технологии изготовления и применяемым материалам. В результате от былой надежности и долговечности не осталось и следа: отдельные экземпляры были списаны спустя всего 10000 км пробега по причине усталостного разрушения кузова.
В общей сложности на Альтерне было собрано 35 кузовов для полноприводных шасси ГАЗ-33027 и один кузов для заднеприводного шасси ГАЗ-3302. Никакого оригинального названия все эти «скорые» не имели, поскольку их выпуск велся на основании разовых разрешений на переоборудование базового шасси. В связи с ликвидацией в том же 1996 году АОЗТ «Альтерна» дальнейший заказ на изготовление медицинских модулей НПО «Экран» передало шумерлинскому ОАО «Комбинат автофургонов».
Спецвыпуск по незаводским микроавтобусам на базе фургонов ГАЗ-2705 смотрите ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
Предисловие к циклу статей про ГАЗели-барбухайки читайте ЗДЕСЬ
Часть 1 читайте ЗДЕСЬ
Часть 3 читайте ЗДЕСЬ