Фильм «Дюна», к сожалению, не впечатлил. После восторженных откликов друзей я ожидала большего. Для меня он оказался сборником стереотипных образов. Он был не просто предсказуем, многие герои выглядели так, будто повторяют на бис свои лучшие роли.
К примеру, Джейсон Момоа, сыгравший Дункана Айдахо — бойца, защищавшего главного героя, фактически повторил свой образ предводителя племени слепых в многосерийном фильме See, где он аналогичным образом сражался на мечах. Он был до того узнаваем, что выглядел срисованным под копирку. При этом он проигрывал оригиналу в зрелищности и оригинальности постановки боя. Решающая схватка Дункана с врагами выглядит скомканной и хаотичной.
Оскар Айзек, сыгравший Лето Атрейдеса, отца главного героя, поначалу порадовал образом мудрого предводителя своего талантливого народа - что-то новенькое. Однако его герой продолжил неожиданным признанием в беседе с сыном, что всегда мечтал стать пилотом, а не главой государства. «Звёздные войны» так и замаячили на горизонте. В дальнейшем эффект дежавю усилился. На планете Арракис, именно глава государства уселся за штурвал пилотируемого корабля, на котором герои осматривали окрестности. Больше-то некому.
В целом образы героев не порадовали целостностью и последовательностью действий. У персонажа Пола Артрейдеса (Тимоти Шаламе) в течение фильма можно было наблюдать всю палитру непоследовательно сменявших друг друга эмоций. В начале фильма во время разговора с матерью Пол выглядит совершенно индифферентным и безжизненным. Позже во время разговора с предводительницей тайного ордена Гайей-Эленой Мохиям он проявляет неожиданную эмоциональность, выдав сразу весь спектр эмоций от негодования и благородного возмущения до неуместной слезливости. Разговаривая с матерью после визита предводительницы парень очевидно «давил слезу» и это было совершенно не к месту после мужественного прохождения им испытания.
Герой Пола Артейдеса молод, он не выглядит созревшим для серьёзных поступков и душевных стремлений. Его мужественность и решительность, а также выдающийся талант бойца, проявившиеся в конце фильма, становятся полнейшей неожиданностью. Он «берёт управление на себя» и указывает своей матери, что ей делать. Откуда в нём это? Что способствовало становлению его характера, ведь зрителю не показан внутренний рост героя, его трансформация, лишь преследующие его неопределённые видения и любопытство юности.
Образ леди Джессики, матери главного героя, также не лишён огрех. Представ вначале фильма сильной и проницательной женщиной, создающей впечатление контролирующей своего сына и чуть ли не управляющей им, впоследствии она проявляет неожиданные порывы к плачу и заламываниям рук. Предводительница тайного культа выделяет героиню леди Джессики и говорит о её исключительности, подразумевая, очевидно, её исключительные способности. Казалось бы, обладая даром, та должна быть проницательной и предвидеть ход событий. Но все трагические события происходят совершенно для неё неожиданно.
Переживания Джессики выглядят обычными тревогами женщины нервического типа и не имеют практического применения. Она всё время повторяет мантру о том, что страх есть смерть, пытаясь заставить себя не бояться, но у неё это не очень-то получается. Тем удивительнее в конце фильма видеть как она вдруг показывает себя и бойцом, и ведьмой, и сама может за себя постоять в схватках со взрослыми и опытными мужчинами.
У персонажа Лето Артрейдеса помимо его неожиданной любви к пилотажу, есть ещё нестыковки. Он говорит сыну о его исключительной роли и упреждает от опрометчивых действий, не отпуская на Арракис, а затем вдруг сам летит вместе с сыном спасать от пустынного червя людей, добывающих специю. При этом он едва не забывает забрать из-под самого «носа» червя своего единственного сына и престолонаследника.
Необоснованными выглядят для меня откровения Лето с леди Джессикой накануне нападения Харконеннов. Он как будто предчувствует беду, в отличие от своей чувствительной, казалось бы, спутницы. Со стороны создателей фильма это выглядит стремлением возвысить персонаж, придать ему значимости в свете его неминуемой гибели. Однако если Лето предчувствовал нечто подобное, почему он как правитель не ввёл боеготовность войск и не подготовился к отражению атаки?
Плотный испанец Хавьер Бардем в роли пустынного кочевника выглядит, как по мне, довольно комично. Зендайя, сыгравшая Чани, путеводную звезду главного героя, помимо визуального ряда – она позирует в видениях Пола подобно модели в рекламе – не выдала никакой сколько-нибудь значимой актёрской игры, нет в ней выразительности. Сложно проникнуться её притягательностью для главного героя. В их таинственную связь как-то не верится.
Такое впечатление, что кастинг актёров производился по принципу максимальной узнаваемости для зрителя и читаемости образов. Возможно, это и кажется беспроигрышной стратегией использования проверенных временем амплуа, но это не оригинально, а потому скучно. Дэйв Батиста, сыгравший Глоссу Рабана, воина конкурирующего и агрессивного клана Харконненов, максимально напоминает своего героя из «Стражей Галактики». Дэвид Дастмалчян (из менеджмента Харконненов) тоже где-то что-то подобное уже играл. Джордж Бруни также воплощает весьма предсказуемый для себя образ вояки. Колоритный, казалось бы, образ Владимира Харконенна тоже как-то не впечатляет новизной. Персонаж навевает ассоциации с рядом подобных - например, с чудовищно толстым предводителем религиозной организации «Грааль» из сериала «Пастор».
Фильм как бы превращается в калейдоскоп фрагментов, некогда уже виденных зрителем. Посмотрев его, хочется сказать: ничего нового, где-то всё это уже было. Делая ремейк имевшей прежде успех картины, ставку, казалось бы, стоило делать на оригинальность подачи и некую новизну, но нет, перед нами сонм узнаваемых образов.
Отдельного слова заслуживает звуковой ряд картины. Он избыточен. Чувствуется мощь оркестровой музыки, однако она далеко не всегда уместна своей торжественностью. Например, в сцене, где герои (мать и сын), просто взлетают на некоем подобии вертолёта, убежав от врагов, мощь музыкального ряда совершенно не обоснована. Судя по музыкальному сопровождению, герои должны были бы как минимум взлетать на каком-то сверхмощном космическом корабле и лететь на другую планету и на долгий срок. Музыкальный ряд не соответствует визуальному и попросту мешает адекватному восприятию происходящего. Музыка через весь фильм давит своей «глобальностью» , нагнетая пафос к месту и не к месту.
Из хорошего я бы отметила качественную проработку облика планет. В фильме красивые природные виды моря, пустыни, аутентичные города и оригинальные бытовые подробности, такие как, например, саморасстилающиеся ковры на автоматических трапах кораблей. Однако в целом фильм показался мне непоследовательным в отражении характера героев и их поступков. Многие персонажи выглядят давно знакомыми и чересчур узнаваемыми. Возможно, дело ещё и в том, что эта экранизация просто морально устарела. То, чему она была предтечей, уже многократно освоено зрителем.
Конечно, я сужу обывательски, и изучив историю вопроса, я понимаю определённые сложности в работе режиссёра с этим материалом. Нехватку драйва, привычного современному зрителю, медитативность повествования, стремились скомпенсировать, возможно, повышенной эмоциональностью героев и наличием образов, которые многие уже приняли и полюбили. Но это не отменяет первоначального впечатления от этого фильма Дени Вильнёва. Могу сказать, что его «Бегущий по лезвию 2049» намного больше порадовал оригинальными ходами и интересными образами. Он гораздо менее тривиален и более убедителен, целостен в своей внутренней логике и правдивости изображаемого мира.