После летнего арт-анабиоза в сентябре в обе столицы вернулось искусство. Сильные выставки открываются одна за другой. Кураторы и художники разрываются между вернисажами, холстами и бокалами с игристым. С трудом разгребли ворох приглашений и Сергей Николаевич и Ренат Давлетгильдеев. И выбрали самое любопытное по месту жительства. Первый — в Москве, второй — в Санкт-Петербурге
Музей русского импрессионизма, Москва
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»
16 сентября 2021 — 16 января 2022
История этой выставки могла бы послужить сюжетом для детектива или авантюрного романа. Она уходит в далекие 20-е годы, когда в США из Советской России прибыла грандиозная коллекция русской живописи, скульптуры и графики — более 1000 работ. В сущности, это была первая легальная возможность дать обнищавшим русским художникам хоть что-то заработать и подкормиться после всех бед революции, гражданской войны и военного коммунизма. Дальнейшая судьба выставочных экспонатов тянет на отдельное искусствоведческое расследование. Доподлинно известно, что продать тогда удалось 50 картин. Что-то с выставки вернулось на родину, часть работ по-прежнему хранится в американских музеях и в частных домах, но большинство произведений оказалось рассеяно по миру. В результате из былого великолепия удалось отыскать 100 малоизвестных полотен Константина Сомова, Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева и других художников. Но даже в этом виде они дают представление о масштабах нью-йоркского проекта, когда в пространстве Большого Центрального дворца сошлись все основные художественные течения отечественной живописи: от импрессионизма до кубофутуризма. Примечательно, что кураторы нынешней выставки попытались воспроизвести ту же самую нью-йоркскую развеску, чтобы у зрителей возникла перед глазами вся панорама русского искусства начала ХХ века.
Главный штаб Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
«Glasstress. Окно в будущее»
11 сентября 2021 — 31 октября 2021
Пожалуй, главная выставка осени в России открылась в здании Генштаба, отведенного в последние годы под современное искусство. Проекту Glasstress уже несколько десятилетий, но до нашей страны он доехал впервые. Начиная с 2009 года ведущие мировые художники делают работы из стекла (о чем можно догадаться по названию). И выставляют их в самых разных музеях планеты. Родом проект Glasstress ожидаемо из Венеции, города с сильнейшими стекольными традициями. И коллаборация с Эрмитажем у муранских стекольщиков уже была. В 2015 году в Венеции в рамках художественного биеннале прошла совместная выставка Glasstress 2015 Gotika, где были представлены работы стекольной студии Беренго и вещи из эрмитажного собрания в стиле сложной и тяжеловесной готики и неоготики. Выставка этого года, наоборот, воздушна, легка и невесома. Больше десятка залов Генерального штаба превратились в выбеленное пространство, повисшее, как и работы выставки, в космической невесомости. А среди авторов стеклянного контемпорари-арта — такие ключевые имена актуального искусства, как китаец Ай Вэйвэй (его работа экспонируется в петербургском музее впервые), один из лидеров и основателей движения Young British Artist’s Мэт Коллиншоу, любимец Эрмитажа бельгиец Ян Фабр (его персональная выставкав музее в свое время наделала много шума), а также самый дорогой российский художник современности Илья Кабаков.
Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва
«Театрократия. Екатерина II и опера»
19 сентября 2021 — 9 января 2022
Это больше, чем выставка. Это первый музейно-театральный проект, чья цель — представить императрицу Екатерину II как большого театрального деятеля. Известно, что всю жизнь она любила театр, предпочитая роль не столько зрительницы, сколько автора, визионера, драматурга. Сама она не отделяла собственное творчество от большой политики, а государственные дела — от светских обязанностей. «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как дом» и даже «Опера как смерть» — из этих глав складывается большой театральный роман императрицы, эффектно срежиссированный художником Алексеем Трегубовым в виде затейливой анфилады. Здесь у него и оригинальные проекты самых известных императорских и частных театров, и изощренные фантазии итальянских сценографов, и сочиненные и написанные рукой Екатерины оперные либретто. Есть даже подлинный костюм из гардероба фаворита Григория Орлова, который верой и правдой прослужил в качестве оперного реквизита вплоть до 1970-х годов прошлого века. Сама выставка — лишь часть большого музейного проекта, который включает в себя обширную публичную программу, насчитывающую более 40 образовательных мероприятий, показы музыкальных спектаклей, серию оперных кинопоказов, дискуссии с оперными звездами и многое другое.
Галерея «10.203», Санкт-Петербург
«Блеск и нищета»
25 сентября 2021 — как пойдет
Загадочное художественное пространство между шиномонтажом и шавермой неподалеку от Севкабеля появилось меньше года назад. И объединило обычно скрытных, не любящих публичность и традиционный богемный арт-мир уличных художников. В мире не привыкших к галереям и вернисажам стрит-артистов открытия — это обычно полицейские наряды и дворники с валиками по утрам у появившихся за ночь новых граффити, а вовсе не модники в бельгийских дизайнерах с ног до головы и с бокалами «Рюинара». Впрочем, «10.203» сложно назвать классической галереей. Вход без вывесок на заводских задворках где-то среди заброшенных автомобилей и жестяных бочек, вокруг которых под нью-йоркскими мостами бездомные обычно греют руки. Сама галерея — что те же гаражи на окраине. Весенний проект полуанонимных ребят «Выставка животных» собрал все главные имена российского стрит-арта. Осенний хит галереи обещает быть еще мощнее. И непредсказуемее. Пока лишь известно название и состав участников (кто понимает в граффити, оценит). Об открытиях арт-группа холодно сообщает в своем телеграм-канале. И много говорить не любит — мол, в респираторе это делать не очень удобно. С чем, в общем-то, трудно спорить.
Музеи Московского Кремля, Москва
«Франция и Россия. Десять веков вместе»
17 сентября 2021 — 9 января 2022
Считается, что все началось в 1063 году, когда состоялся династический брак дочери великого князя Ярослава Мудрого княжны Анны Ярославны и французского короля Генриха I. Именно этим годом официально датируется начало русско-французских отношений, которым посвящена выставка, открывшаяся в Патриаршем дворце Московского Кремля. Все десять веков легко обойти за час, а можно «зависнуть» надолго. Потому что за каждым экспонатом захватывающая и драматичная история, где сплелись политика, государственные интересы, судьбы монархов и целых народов. На кремлевской выставке не перестаешь вчитываться в увлекательный диалог России и Франции, к которому в разные годы были подключены выдающиеся художники, философы, писатели, архитекторы, ювелиры, оружейники. Здесь легко найти ответ на вопрос, за что мы любим Францию и почему Россия так много по-прежнему значит для французского самосознания. Символично, что для коронации французских королей, начиная с Генриха III в 1575 году, использовалось Славянское Евангелие, написанное на пергаменте кириллицей на древнерусском изводе церковнославянского языка. Сегодня Евангелие прибыло в Москву, а вместе с ним две сотни драгоценных раритетов. Но разглядывать их все-таки лучше в компании с аудиогидом или записаться на экскурсию.
Севкабель Порт, Санкт-Петербург
«HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности»
11 сентября 2021 — 31 января 2021
Отстаивая звание самого модного пространства города, Севкабель Порт и выставки делает соответствующие. Никакого привычного искусства, только мультимедиа и science art, а если тема — то обязательно в рамках экоповестки. То, без чего в мире ни один проект в области актуального искусства невозможен, в России пока приживается сложно и медленно. Зритель привык к холстам на подрамниках. Тем важнее проекты, подобные HYDRA. По пространству Севкабеля раскиданы весьма впечатляющие инсталляции современных российских и международных художников, а ключевой образ, вынесенный в название, — собственно Гидра, метафора разом и воды, как стихии наиболее близкой Петербургу, и мифического существа, у которого на месте срубленных голов (привет, экология) вырастают новые (да здравствует осознанное потребление и экотревожность). Тех, кто устал слышать повсюду призывы не есть, не пить и не дышать во благо мира, порадует лозунг кураторов. По их мнению, сутью экологии должны быть не стыдящие требования спасти планету, а призыв сохранить условия, при которых может продолжать выживать та экосистема, в которую входит и сам человек. В основном на выставке представлены работы западных художников. А среди пары российских авторов можно выделить группу «Куда бегут собаки», пионеров science art в стране. Художники создали управляемых грибами роботов, которые, следуя «запаху» выделений этих грибов в керосине, гоняются друг за другом и откачивают топливо.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Ксения Хауснер «Правдивая ложь»
27 сентября 2021 — 16 января 2022
Кажется, она одна из последних, кто остается верна станковой живописи. Легендарная австрийская художница Ксения Хауснер берет сильными эмоциями, масштабными полотнами, буйной яркостью красок. В ее работах всегда присутствует напряженная театральность. Некоторые из них напоминают кадры из фильмов Дэвида Линча или сцены из спектаклей Саймона Стоуна. Все очень подробно, гиперреалистично, и в то же время есть тут какая-то загадочная, зловещая отстраненность, будто наблюдаешь за чужой жизнью из первого ряда партера или сквозь стекло витрины. Как правило, в живописи Хауснер открывается женский мир страстей, глубоких чувств и тайных желаний. А иногда вдруг прорывается просто нежность, как дикий цветок, выросший посреди городского асфальта. По словам самой художницы, «любое успешное произведение искусства стремиться раскрывать правду через ложь. Воображение и вымыслы помогают лучше понять действительность — в этом и есть сила искусства».
KGallery, Санкт-Петербург
К 130-летию Николая Лапшина
16 сентября 2021 — 31 октября 2021
В одной из самых статусных и богатых петербургских галерей выставили графические работы Николая Лапшина конца тридцатых и начала сороковых годов прошлого века. Предвоенные пейзажи Ленинграда, в которых будто завис еще не осознаваемый городом ужас, экспонируются впервые. Тут и площадь Урицкого (Дворцовая), и Медный всадник, и изменившаяся с тех пор до неузнаваемости Новая Голландия, и Исаакиевская площадь, и другие городские виды, зачастую открыточные. Тем важнее их вспоминать в акварельных движениях кисти художника, понимая, как изменятся эти пейзажи всего через пару лет, наполнившись блокадным адом. Лапшин — художник для Петербурга важный. «...Работать, видеть, мыслить как Марке…» — это творческое намерение сопровождало живописца с 1912 года, когда впервые в Санкт-Петербурге он увидел картины Альбера Марке на выставке «Сто лет французской живописи». С тех пор Лапшин так и следовал стилю кумира, вопреки арт-моде, пронеся его сквозь десятилетия своего творчества.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»
10 сентября 2021 — 15 ноября 2021
Он всегда чувствовал себя посторонним, никогда не вписывался в предлагаемые обстоятельства, будь то советский коллективизм или западный конформизм. Всегда существовал наособицу, был «немножко всюду чужим». Особенно начиная с 1960 года, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно “стянул” с лица лицо “по образу и подобию”, и увидел — ЛИЦО». С тех пор Олег Целков никогда не рисовал никого отдельно, а всегда создавал некий коллективный образ гомункулообразных персонажей, похожих друг на друга как близнецы-братья. Эти обезличенные «морды» — самая страшная и самая правдивая формула «массового человека» в мировом искусстве. Стоит ли говорить, что официальное признание на родине Целков обрел только в конце 80-х годов вместе с другими патриархами нонконформизма. К тому времени он уже давно жил в Париже, где тоже держался особняком от всех. И даже не стал принимать французское гражданство, предпочтя оставаться апатридом с «нансеновским» паспортом. Эта его независимость, отдельность и самобытность безусловно привлекали коллекционеров и галеристов, сделав его одним из самых дорогостоящих российских художников. Сегодня знаменитые «морды» Целкова находятся в коллекциях Третьяковки, Эрмитажа, Русского музея, а также в многочисленных частных собраниях. И нынешняя первая посмертная выставка в МАММе стала возможна благодаря поддержке Tsukanov Family Foundation, одного из крупнейших собраний работ Целкова за рубежом.
Музей Москвы, Музей Вадима Сидура, городские публичные пространства, Москва
Фестиваль современного искусства «Здесь и сейчас»
сентябрь 2021 — ноябрь 2021
Ежегодный смотр паблик-арта в этом году впервые вышел из выставочных пространств на улицы и в парки, демонстрируя актуальные произведения московских художников в городской среде. Скульптуры, монументальная живопись, медиа-арт — в общем, все то, что должно научить публику взаимодействовать с современным искусством. Первой в рамках фестиваля появилась новая работа художника Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения» во дворе Музея Москвы на Зубовском бульваре. Огромные наползающие друг на друга разноцветные шары образуют то ли фигуры неземных существ, то ли гигантские декорации цирка будущего. Инициаторы проекта пропагандируют взаимодействие искусства с городской средой, децентрализацию арта, выход в неудобные пространства и к менее лояльной совриску публике. И предлагают городу по-новому посмотреть на граффити, муралы (от исп. mural — настенная живопись), скульптуры, отличающиеся от привычных бронзовых памятников поэтам и полководцам, научиться не бояться непонятного, неочевидного, местами сложного уличного арта. Так как в последнее время благодаря Урсу Фишеру и его «Большой глине №4» к паблик-арту в России приковано особо пристальное внимание, новый масштабный объект никак нельзя обойти стороной. Карту объектов можно изучить здесь.
Подготовили Ренат Давлетгильдеев, Сергей Николаевич
Читать этот текст на сайте «Сноба»
Читайте также:
Над устрицами тоже плачут. Отрывок из книги Алексея Тарханова «До востребования, Париж»
Улица как место для современного искусства. Куратор Николай Палажченко о стрит-арте и дворниках
Певица Imany о каверах на Мадонну и t.A.T.u, движении BLM и расизме