Найти тему

Нерусская Россия. Часть 13

Рынок бесконечен и сносит голову пьянящими ароматами: на лавках огромными снопами лежит зелень, вёдра сухофруктов, отдельные залы для рыбы и мяса, где висят туши рыбин, свежих и закопчённых, барашков и коров – изобилие восхищает.

На фото: суперфуд - Урбеч
На фото: суперфуд - Урбеч

Но у нас цель конкретная: мы пришли за национальным суперфудом, благодаря которому, как говорят, на Кавказе так много долгожителей. Урбеч – паста из орехов и семян, протёртых до состояния жидкой каши. Её, выставленную, словно мёд на ярмарке, в пластиковых контейнерах, разливают поварёшками, с которых полезный продукт переливается в посуду: для туристов – в пластиковые круглые контейнеры, ведь слава урбеча достигла россиян, и они стремятся тоже прикоснуться к кавказскому долголетию. Местные же покупают урбеч трёхлитровыми банками, которые съедают меньше чем за месяц. Словно в подтверждение продавец – милая разговорчивая аварка – указывает на полные трёхлитровки урбеча, каждая подписана: для Магомеда, для Усманы…

На фото: Урбечь - паста кавказского долголетия
На фото: Урбечь - паста кавказского долголетия

Урбеч делают из подсолнуха и тыквы, миндаля, прочих орехов и даже льняных семечек – такой считается самым полезным, но стоит почему-то дешевле всего, самый невкусный и больше остальных вяжет во рту.

На фото: Махачкалинский суперфуд
На фото: Махачкалинский суперфуд

Самым популярным считается урбеч из абрикосовых косточек: тоже немного вяжущий, терпкий, вкус его непривычен, но весьма приятен и действительно отдаёт абрикосовой семечкой. Покупаем себе, родным, друзьям. А вот жевательные мармеладки и прочую цветную химию, которую нарыл на соседнем прилавке сын, не берите – жёсткая и невкусная.

В Махачкале сразу несколько пляжей, все пользуются популярностью. Не сильно респектабельные: простенькие неказистые раздевалки, не совсем чистые туалеты, лежаков и зонтов нет, но песочек приятный, все сидят на нём. В воде плещутся дети и их отцы, женщины, в основном, на берегу в платьях, в воду, если и зайдут, то прямо в них. Если увидели даму в купальнике – это туристка, совершенно точно. Хотя табличек с запретом на раздевание не видела – но кавказские нравы суровы. Всё-таки недаром многие считают Каспийское море озером – оно производит как раз такое впечатление: замкнутый водоём, не связанный с Мировым океаном, волн нет, а соли в воде так мало, что на вкус она буквально как в кастрюле, в которой варишь пельмени, – точно не солонее.

На фото: Исторический парк - Россия - моя история
На фото: Исторический парк - Россия - моя история

Наплескавшись, идём прогуляться по городскому саду рядом с набережной – красиво и, опять же, очень по-семейному. Пообедать решили в центральном кафе «Жасмин» – очень ярком, атмосферном, на проспекте Расула Гамзатова. Несколько залов оформлены каждый в своём стиле, днём здесь полно «подружкиных посиделок»: неработающие мамочки, развезя детей по садикам, кружкам и развивашкам, любят собираться в кафешках, причём в заказах не стесняются, выбирая вполне дорогие блюда – мужнины деньги не экономят, что, опять же, частично опровергает знаменитое: «Молчи, женщина, твой день Восьмое марта!»

На фото: неработающие подружки не экономят на встречах в кафе
На фото: неработающие подружки не экономят на встречах в кафе

По дороге в кафе встреваем в нешуточную пробку – для Махачкалы явление редкое, хоть движение здесь плотное. Стоим намертво на самом центральном перекрёстке: из пытающихся маневрировать машин образовалась настоящая каша, уже непонятно, кому налево, кому направо. Все сигналят, все кричат – а толку нет, стоим. Бросаю взгляд на светофор и понимаю причину кутерьмы: он не работает! «Включаю» журналистку, гуглю телефон местной Госавтоинспекции, звоню:

– Добрый день, туристы из Магнитогорска беспокоят, в пробке стоим прямо на центральном перекрёстке, а всё из-за неработающего светофора, почему не реагируем? – шутливым тоном.

– Непорядок, спасибо за звонок! – вежливый ответ в той же шутливой манере. – Сейчас всё сделаем.

Не верю, конечно, но минут через десять по обеим сторонам проезжей части останавливаются патрульные машины, трое инспекторов с жезлами легко разруливают пробку, едем дальше. Показательный пример кавказской исполнительности, не так ли?

Исходив Махачкалу вдоль и поперёк за пару дней, испробовали все виды лепёшек чуду и хинкала – не путайте его с грузинскими хинкали. Дагестанский хинкал – это мягкое тонкое тесто с мясом, подаваемое с бульоном, в котором всё это варилось. Если вам понятнее, нечто вроде бешбармака, но без лука и бульон подаётся в отдельной миске, как и соус. Ели как в дорогих пафосных ресторанах, так и в обычных семейных кафешках – везде вкусно, цены на национальные блюда почти одинаковые. Больше в столице делать нечего, а следующий по плану Каспийск, в котором запланировали провести две ночи, всего в нескольких километрах от Махачкалы, поэтому едем туда «на разведку». И советуем всем предпочесть Каспийск Махачкале. Ракушечные пляжи, два аквапарка – небольших, правда, но очень милых и, кстати, недорогих, роскошная Анжи-Арена с аттракционами вокруг неё, а также цехи завода «Даг-дизель», один из которых стоит прямо в море. Об этом – в следующий раз.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв