21 сентября 2021 года произошло знаковое событие в истории подводного флота РФ. По разным причинам широкой огласки оно не получило. Подводная лодка "Санкт-Петербург", проекта 677 "Лада", стала боевой единицей. Закончена опытная эксплуатация. Субмарина вошла в состав Северного флота.
Завершился очередной военно-морской долгострой, вызванный последствиями распада СССР. Лодку заложили ещё в 1997 году, спустили на воду в 2004-ом. А затем долгое время доводили до ума узлы и агрегаты, никогда не применявшиеся прежде.
Проект 677 должен был прийти на смену устаревающим "Варшавянкам". Инженеры ЦКБ "Рубин" постарались и сделали, практически, новую конструкцию. Однако, субмарину будущего погубило нарушение технологических связей, доставшихся России в наследство от развала Советского Союза.
Многие новшества оказались неподъемными для экономики РФ. И самая главная проблема - сердце корабля, его двигатель. Воздухо-независимая энергетическая установка (ВНЭУ) - непременное условие для подводных лодок нового поколения.
В результате, испытания новейшей субмарины длились до 2021 года. Производство ПЛ проекта 636 пришлось продолжить. "Адмиралтейские верфи" исправно поставляли флоту "Варшавянки". 6 ушло на Черноморский флот. Ещё столько же планируется для Тихоокеанского.
Тем не менее, проект 636, со всеми его модернизациями, уже вчерашний день. Заказы ВМФ на "Варшавянки" - вынужденная мера. Эксперименты с "Ладой" затянулись. Ждать супер-новую подлодку не было времени.
А российского ВНЭУ так и нет. Разработчики безнадежно отстали от общемировой тенденции. Подводные лодки с воздухо-независимым двигателем уже давно бороздят просторы мирового океана. География их производства - от Южной Кореи до Испании.
Официальные данные свидетельствуют о том, что работы над ВНЭУ, в общепризнанном понимании, в России прекращены. Нет перспективы.
Между тем, проект "Лада", вдруг ожил. Заложены, и успешно строятся ещё две подлодки. Головную - "Санкт- Петербург" принимают в состав флота.
А что же с двигателем? Рискую предположить, что все разговоры об отсутствии российского ВНЭУ - лишь некая ширма. Конструкторы просто "перескочили" этап классических двигателей "стирлига". Реальным стал факт существования ракеты "Буревестник", с неограниченной дальностью полета. Почему бы не использовать тот же мини-реактор в силовых установках подводных лодок? Подобное решение позволяет заряжать аккумуляторы ПЛ без всплытия и запуска дизелей.
Субмарины с самыми современными ВНЭУ могут не всплывать 2- 3 недели. С ядерным устройством, заряжающим аккумуляторы, время пребывания под водой ограничено лишь запасом воды и продуктов для экипажа.
Российские инженеры не смогли разработать "стирлиг" для подводной лодки. А может, и не захотели? Зачем, если есть более совершенные технологии.
Больше новостей читайте на сайте "Футшток"