24 сентября исполнилось 125 лет со дня рождения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Без его романов невозможно представить, как развивалась бы американская и мировая литература ХХ века. «Великий Гэтсби», «По эту сторону рая», «Ночь нежна» и другие — уникальный случай художественной интерпретации противоречивых событий двадцатых годов прошлого века, изящное и бескомпромиссное объяснение событий США того времени.
О таланте Фицджеральда известная переводчица Нора Галь говорила следующее: «Тонкий психолог и подлинный художник, он умел докопаться до самых тайных тайников в душевном мире своих героев». Именно он возвестил мир о начале нового века — «века джаза» и сумел наиболее ярко, точно и беспристрастно выразить в своих книгах настроения той эпохи.
В честь дня рождения легендарного американского писателя собрали семь его самых значимых книг.
«Великий Гэтсби»
«Великий Гэтсби» — самое известное произведение Фрэнсиса Фицджеральда, абсолютная мировая классика, проза высочайшего уровня. Хотя действие романа происходит в «бурные» двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени. Она повествует о сломанных судьбах поколения «века джаза» и давно стала универсальным символом бессмысленности погони человека за ложной целью.
Америка, бурные 20-е. Время шикарных вечеринок, блистательного джаза, бесконечного алкоголя. В поисках американской мечты Ник Каррауэй приезжает в Нью-Йорк и селится по соседству с таинственным миллионером Джеем Гэтсби. Ник стремительно погружается в безумство светской жизни, но со временем замечает бессмысленность и аморальность всего происходящего. Еще он узнает хозяина вечеринок и его трагическую историю любви.
«Ночь нежна»
Над романом «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицджеральд работал девять лет — с 1925 по 1934. За это время текст произведения сильно изменился, от замысла до главного героя. Менялось и заглавие будущей книги: «Один из наших», «Всемирная ярмарка», «Парень, который убил свою мать», «Праздник пьяницы». Окончательное заглавие Фицджеральд взял из стихотворения «Ода к соловью» Джона Китса. «Ночь нежна» — во многом автобиографичный роман, который сам Фицджеральд называл своим любимым произведением.
«Ночь нежна» — история непростых взаимоотношений американской старлетки Розмари, молодого талантливого врача-психиатра Дика Дайвера и его жены Николь, чья болезнь — драма самого Фицджеральда (его жена Зельда страдала шизофренией). «Ночь нежна» — четвёртый и последний завершенный роман писателя.
«По эту сторону рая»
Первый роман Фицджеральда первоначально назывался «Романтический эгоист». В некотором смысле история автобиографична: как и сам писатель, главный герой Эмори Блейн прошел суровую школу Первой мировой войны, но остался тем же типичным представителем золотой молодежи «эпохи джаза». Книга «По эту сторону рая» сразу же стала популярность и обеспечила Фицджеральду почетное место на вершинах литературного олимпа.
Молодой богач Эмори красив и невероятно талантлив, но жутко эгоистичен и тщеславен. Он мечтает выделиться в жизни и занять соответствующее место в обществе. Из-за его характера у Эмори нет друзей, а вскоре он теряет и работу. После окончания колледжа молодой человек вместе со многими однокурсниками отправляется на войну, роковым образом изменившей его судьбу. Разочарование в любви, бедность и множество горьких неудач помогают Эмори Блейну осознать истинную ценность жизни, протекающую «по эту сторону рая».
«Прекрасные и проклятые. Истории века джаза»
Роман «Прекрасные и проклятые» стал своего рода испытательным полигоном перед общепризнанным шедевром — «Великим Гэтсби». Считается, что во многом сюжет «Прекрасных и проклятых» основан на отношениях Фицджеральда с его женой Зельдой и истории их брака. Как и в своем первом шедевре «По эту сторону рая», молодой автор с иронией и грустью наблюдает за своими соотечественниками, у которых сентиментальность сочетается с инертностью, тщеславием и безудержной жаждой денег.
В этот раз Фицджеральд знакомит нас с новыми героями «буйных двадцатых» — Энтони Пэтчем и его женой Глорией. Дожидаясь, пока умрет дедушка Энтони, мультимиллионер, и оставит им свое громадное состояние, они прожигают жизнь в Нью-Йорке, ужинают в лучших ресторанах, арендуют самое престижное жилье. Не сразу к ним приходит понимание того, что все однажды придется платить. Мастерство Фицджеральда проявилось здесь в точном описании взаимоотношений супругов, их погибшую любовь, измены и жажды к вечеринкам и деньгам. В книгу «Прекрасные и проклятые. Истории века» также три полных авторских сборника — «Фифы и философы», «Истории века джаза» и «Все печальные юноши».
«Загадочная история Бенджамина Баттона»
Фицджеральд известен не только романами, но и блестящими рассказами — и наиболее классические из них представлены в сборнике «Загадочная история Бенджамина Баттона», в том числе заглавный, экранизированный Дэвидом Финчером, с Брэдом Питтом в главной роли. Эта история о судьбе уникального человека о любви, которую он обретет и потеряет, о радостях жизни и грусти потерь и о том, что остается с нами вне времени.
В «Загадочной истории о Бенджамине Баттоне» автор пытается найти ответы на непростые вопросы: что, если бы мы могли повернуть время или жизнь вспять? Чтобы из этого вышло? Счастливее бы от этого стал человек или нет? Его герой Бенджамин Баттон рождается с физическими проявлениями старика и со временем только молодеет: в 18 он выглядит на 50, а когда у его сына появляется ребенок, то Бенджамин вместе с ним идет в детский сад. Но чем закончится этот фантастический процесс?
«Последний магнат»
«Мою новую книгу будут покупать...» — написал Фрэнсис Скотт Фицджеральд своему редактору Максуэллу Перкинсу за полгода до смерти. Завершить «новую книгу» — роман «Последний магнат» — писателю было не суждено: на столе так и осталась рукопись, оборванная на полуслове... В «Последнем магнате» вновь обозначена тема, к которой Фицджеральд возвращался на протяжении всей жизни, — «американская мечта» и ее очарованные пленники, столкновение «великой иллюзии» с действительностью. Роман основан на впечатлениях писателя от Голливуда, где ему приходилось работать штатным сценаристом.
Киномагнат Монро Стар, владеющий огромной студией в Голливуде — настоящий баловень судьбы. Помимо безудержного обаяния мистер Стар обладает «чутьем кинематографиста», которое позволяет ему быть первым, единственным и всегда верным своему делу мастером, но, к сожалению, и последним. Его фильмы заранее обречены на успех, из любого проекта он сделает хит проката, казалось бы всё и все в его власти. Но стоят ли все его достижения утерянного человеческого счастья?
«Заметки о моем поколении»
Множество эссе в сборнике «Заметки о моём поколении» представляют собой откровенную исповедь писателя о себе и своей жизни, о которой он рассказывает с грустной самоиронией и горькой усмешкой. Это честная книга о яркой и блистательной эпохе, блестящем веке джаза, времени свободной любви и нескончаемого веселья.
Сборник «Заметки о моём поколении» уникален: здесь и не переиздававшаяся без малого век автобиографическая повесть «Странствие Самоходной Развалюхи», и полное собрание статей, виртуозно балансирующих на грани между художественной прозой и документальной, и подборка стихотворений, и единственная в его творческом наследии полноценная пьеса — «Размазня, или Из Президентов в почтальоны»… Большинство представленных произведений переведены впервые, а немногие старые переводы тщательно отредактированы и восстановлены.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.