Системы видеофиксации нарушений на дорогах стремительно развиваются. Однако в народе до сих пор ходят мифы, связанные с работой дорожных камер и возникшие в то (уже достаточно далекое) время, когда видеоконтроль за соблюдением правил дорожного движения только-только начинал входить в нашу жизнь.
Из этих мифов растут необоснованные страхи и предубеждения, которые развеял в интервью "РАДИО 1" заместитель директора компании "МВС Груп" Михаил Родионов (компания специализируется на создании и обслуживании крупных комплексов видеонаблюдения).
Миф первый: грязные номера позволят избежать штрафов
На самом деле в наше время загрязненный госномер транспортного средства не представляет собой проблемы и легко определяется.
Дело в том, что камеры видеофиксации по сути превратились в высокотехнологичные компьютеры, в которых есть не только оптика, но и чувствительные инфракрасные датчики, способные считать номер по светоотражающим элементам и по рельефу. Кроме того, системы видеофиксации теперь задействуют нейросети, которые достраивают недостающие части номера автомобиля, а также сопоставляют то, что удалось зафиксировать, с официальными базами данных.
К тому же машины, которые регулярно появляются на дорогах с грязными номерами, скорее всего привлекут внимание сотрудников автоинспекции и будут остановлены на посту ДПС.
Лица, которые намеренно уклоняются от регистрации автомобиля или скрывают госномер, являются потенциально опасными, поэтому водитель, заметив такого неблагонадежного участника движения, должен быть особенно внимательным и сохранять дистанцию.
Миф второй: плохая погода мешает работе видеокамер
Это представление устарело. На дорогах используется видеооборудование российского производства, которое создавалось с учетом климатических условий страны. Устройства надежно защищены от дождя и снега, им нипочем ни пыль, ни грязь.
Каждый российский водитель сталкивается зимой с проблемой загрязненных номеров из-за налипающего грязного снега, но переживать за читаемость номера не стоит. Если автомобиль с плохо читаемым номером принадлежит законопослушному гражданину и случай единичный, волноваться не о чем.
Миф третий: водителя могут оштрафовать из-за неразличимой дорожной разметки
Разметка на российских дорогах обновляется один-два раза в год. Но если на каком-то участке дороги разметка оказалась поврежденной или неразличимой, то фиксацию нарушений, которые связаны с дорожной разметкой, временно отключают. Это, согласитесь, справедливо.
Вообще, основная задача камер – это контроль соблюдения водителями скоростного режима. В наше время 95-97% штрафных постановлений ГИБДД выписывается по поводу подобных нарушений. Причина такого внимания инспекции в том, что именно с нарушениями скорости движения связаны большинство аварий и смертей на дорогах России. По статистике, при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 80 км/ч, выживает лишь четверть пешеходов.
Исследования американских экспертов показали, что установка камер видеофиксации в совокупности с правильной организацией движения представляет собой самый эффективный метод поддержания оптимального скоростного режима. Системы видеонаблюдения позволяют снизить смертность в автокатастрофах примерно на 44%.
Эффективность систем видеоконтроля подтверждается и российским опытом. Например, с тех пор, как видеофиксация на автодорогах организована в Подмосковье, смертность в результате ДТП снизилась в регионе на 10%. Повсеместный контроль за скоростью движения в Татарстане привел к сокращению количества смертельных случаев на дорогах на 49% (по сравнению с 2008 годом).
Миф четвертый: поможет антирадар
Как считает М. Родионов, в наше время использование антирадаров уже не так эффективно, как раньше.
Многие современные камеры видеофиксации нарушений не определяются радаром, работая на оптических технологиях, позволяющих вычислять скорость авто на определенном отрезке дороги. Кроме того, данные о местоположении камер отображаются на картах, поэтому любой навигатор, который предупредит о приближении к зоне видеонаблюдения, будет полезнее антирадара.
Несколько слов о новых тенденциях в видеонаблюдении
Сегодня комплексы видеофиксации не только обеспечивают контроль за соблюдением ПДД, но и собирают различные данные. Эти большие данные представляют собой мощный инструмент повышения безопасности движения. К примеру, в Подмосковье компания "МВС груп" на основе собранной информации определяет места, где дорожно-транспортные происшествия случаются особенно часто, при этом искусственный интеллект выдает рекомендации по снижению аварийности.
Напоследок добавим, что если в передовых странах нарушителей ПДД принято считать неблагонадежными и даже социально-опасными, россияне зачастую к подобным нарушениям лояльны. В этом смысле у нас есть запас для развития.
"Новые Известия" в начале сентября писали, что Департамент информационных технологий столицы собирается модернизировать систему распознавания лиц, которой пользуется полиция.
-----
Статьи, которые вас заинтересуют: