Слухи о неблагородном происхождении
Будущая императрица Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария появилась на свет в Дармштадте 27 июля 1824 года в семье великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского и герцогини Вильгельмины-Луизы Баденской. Молва связывала рождение девочки ещё двоих детей с романом герцогини и барона Августа фон Сенарклен. Однако герцог Людвиг II проявил великодушие и признал малышей, дав им своё имя. Мать будущей императрицы умерла, когда девочке было 12 лет.
Сначала всё было как в сказке: она принцесса с подпорченной репутацией, он наследник одного из самых богатых царских домов Европы и их любовь с первого взгляда
Когда ей исполнилось 14 лет, произошла встреча, навсегда изменившая её жизнь. Она познакомилась с цесаревичем Александром Николаевичем, который вместе со своим наставником Василием Андреевичем Жуковским совершал путешествие по Европе.
В этом путешествии цесаревич должен был не только познакомиться с культурой европейских стран, но и найти себе невесту по любви. К тому моменту, как Александр Николаевич оказался в Дармштадте, цесаревич «порядком устал от пустых встреч».
Знакомство Александра и Марии описывает Ольга Николаевна, сестра Александра:
«Старый герцог принял его, окружённый сыновьями и невестками. В кортеже совершенно безучастно следовала и девушка с длинными, детскими локонами. Отец взял её за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни, и в тот момент, как Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена. Это была наша дорогая Мари…»
Тем же вечером Александр вместе с герцогом и его семейством отправился в театр, во время всего представления цесаревич не сводил глаз с понравившейся ему девушки. В этот момент он уже всё для себя решил.
Хотя юная принцесса не входила в список перспективных европейских невест, Александр попросил разрешения сделать ей предложение. Императора Николая I это вполне устраивало, поскольку его очень беспокоило увлечение цесаревича фрейлиной Ольгой Калиновской, ради которой юноша даже хотел отказаться от трона. Александра Фёдоровна сначала была против выбора сына. Государыню смущал возраст принцессы, а ещё больше сплетни о её рождении. Конечно, императрицу мучили сомнения, ведь она прекрасно знала о постоянных увлечениях своего первенца и даже записала в дневнике:
«Что будет с Россией, если человек, поставленный царствовать на ней, не способен владеть собой, подчиняется собственным страстям и не может их контролировать?»
О душевных метаниях и любвеобильности великого князя не знала только принцесса Мария, которая была польщена вниманием красивого и обходительного цесаревича.
Неожиданно для всех императрица Александра Фёдоровна отправилась в Дармштадт на знакомство с невесткой и осталась довольна выбором сына. Впоследствии Мария очень понравилась остальным членам семьи, и они закрыли глаза на слухи о незаконном происхождении и согласились на брак.
Юная принцесса прибыла в Россию. Она сильно переживала из-за разлуки с родиной, но ещё больше её тревожила новая жизни при русском дворе. Мария выросла в уединении в небольшом замке, теперь же ей предстояло постоянно находиться на публике и общаться с большим количеством высокопоставленных людей. Конечно, принцесса чувствовала себя неуютно. Ко всему прочему добавляли неприятности мнения о том, что юная Мария неровня «такому молодцу, как наш Наследник». В этот момент ей была очень нужна поддержка будущего мужа. Александр с нежностью ухаживал за своей будущей супругой, и возлюбленные привязались друг к другу ещё сильнее.
Будущая императрица была не очень красива, но умна
«…У неё изящная фигура и очень благородные манеры; лицо, не будучи безусловно красивым, привлекательное и умное. Она прекрасно воспитана, и разговор её умён и остроумен…»
Обучал русскому языку и знакомил её с Россией В. А. Жуковский и, судя по воспоминаниям Ольги Николаевны, сделал это блестяще:
«…после императрицы Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I) ни одна немецкая принцесса не владела так хорошо нашим языком и не знала так нашу литературу, как знала Мари»
Несчастные родители
Бракосочетание прошло 16 апреля 1841 года, а в августе 1842 года у супругов родился первый ребёнок - дочь Александра.
«Мари была идеальной матерью, нежная, исполненная заботы и очень ловкая. Она не только сумела добиться от своих детей послушания - они любили её и уважали, и её авторитет всё увеличивался с годами».
Второго ребёнка назвали в честь деда-императора, который его просто обожал. Всего у Марии Александровны и Александра Николаевича родились восемь детей.
Сложно представить, каким тяжёлым ударом стала для любящих родителей смерть их первенца - дочери Александры, в семилетнем возрасте. Увы, это была лишь первая трагедия в жизни императорской четы.
В 1865 году в возрасте 22 лет после падения с лошади умер их первый сын, наследник престола, Николай Александрович. Мать сильно переживала смерть ненаглядного Никса, которого буквально обожала. Похоронив его, Мария Александровна навсегда потеряла интерес к жизни.
«Смерть её старшего сына, которому она отдала всю свою заботливость, доконала её совершенно. Каждый мог понять, что она внутренне умерла, и только внешняя оболочка жила механической жизнью»
Но беда не приходит одна. Императрица после стольких лет в браке поняла, что её муж влюбчивый и увлекающийся мужчина. Она не придавала большого значения «умилениям сердца» императора, зная, что очередной роман скоро закончится. Однако в отношениях между царственными супругами за последние годы многое изменилось, и теперь сердце ей подсказывало, что на этот раз всё гораздо серьёзнее.
Император влюбился в княжну Долгорукову, которая родила ему четырёх детей
Александра II не волновали сплетни, он не хотел ничего скрывать и наслаждался тихими семейными радостями рядом с новой возлюбленной.
Заботясь о княжне Долгоруковой, государь проявлял равнодушие, граничащее с жестокостью, по отношению к жене, поселив растущую вторую семью в Зимнем дворце, в апартаментах, расположенных прямо над комнатами императрицы, и она часто слышала топот маленьких ножек и детских смех.
Всё это терзало Марию Александровну, но она продолжала терпеть: «Я прощаю оскорбления, нанесённые императрице. Но я не могу простить мучений, принесённых мне как супруге».
После такого поступка император перестал быть «предметом обожания и восторженного почитания» среди придворных и народа.
Постоянные волнения и физические нагрузки губительным образом отразились на здоровье государыни. Последним потрясением для неё стало покушение на Александра II в Зимнем дворце.
Последний месяц государыня почти всё время находилась в полузабытьи, она умерла тихо, во сне. После ухода императрицы в её шкатулке обнаружили трогательное письмо, адресованное мужу со словами благодарности за годы, проведённые рядом с ним.