Крепость Калемегдан можно назвать сердцем Белграда, да и всей Сербии, если не в духовном, то в военно-патриотическом смысле точно. Вражеские нашествия много раз прокатывались по землям этой страны, население которой с отчаянной решимостью боролось за свою независимость. О ратном прошлом, древнем и совсем недавнем, наполненном блистательными ратными триумфами и сокрушительными поражениями, рассказывает экспозиция Военного музея в Белграде.
МУЗЕЙ НА ЛИНИИ ФРОНТА
Название Калемегедан в переводе с искаженного турецкого может толковаться двояко – как Крепостная площадь и Боевая крепость.
Расположена она на вершине холма (высота над уровнем моря – 125 метров) при слиянии рек Дуная и Савы.
Выгоды этой позиции оценили еще римляне, заложившие здесь твердыню, названую Сингидунум, и расположившие в ней гарнизон численностью до легиона.
В период между 378 и 441 годами крепость неоднократно разрушалась гуннами и готами, пока в 535 году не была восстановлена византийским императором Юстинианом.
Форпостом империи она оставалась до XI века. Позже здешние земли не раз меняли хозяев, переходя к венграм, болгарам, сербам. Национальный герой Венгрии Янош Хуньяди у стен Белграда в 1456 году нанес поражение турецким полчищам. Но Сербию османы все-таки покорили, и началась долгая борьба за независимость, которую пришлось отвоевывать мелкими порциями.
В 1812 году благодаря помощи России предводитель повстанцев Георгий Черный (Карагеоргий) добился для своей страны автономии. Но уже в следующем году турки обрушились на сербские земли, воспользовавшись тем, что далекий русский царь отвлекся на борьбу с Наполеоном.
В 1815 году в ходе нового восстания Милош Обренович сумел автономию вернуть, но в Калемегдане расположился турецкий гарнизон как гарант сохранения верховной власти султана. Выставить османов удалось только в 1867 году, а еще через 11 лет Сербия наконец обрела полную независимость благодаря победам, одержанным русской армией и кардинально перекроившими карту Балканского полуострова.
Именно тогда князь Милан I Обренович и подписал указ о создании музея, первыми экспонатами которого, наряду с собственно сербскими военными реликвиями, стало трофейное турецкое оружие.
Хотя военное значение крепость утратила, на ее территории велись работы, приносившие ценные археологические находки из эпох Античности и Средневековья, также пополнявшие музейные фонды.
До 1914 года Белград был пограничным с Габсбургской империей городом, напротив которого расположился австрийский Земун (сейчас пригород сербской столицы). Здесь, на Дунае, и прозвучали первые выстрелы мировой войны, произведенные с монитора «Бодрог» из состава австро-венгерской Дунайской флотилии (сейчас этот корабль считается филиалом музея). Россия тогда вступилась за Сербию, о чем напоминает расположенный в прилегающем к крепости парке памятник Николаю II.
Уже 2 декабря 1914 года, на четвертый день боевых действий, в крепость вошли австрийцы. Первая оккупация продлилась менее двух недель, но осенью 1915 года не только Белград, но и вся страна оказались захвачены неприятелем. При штурме города здание было разрушено, и музей прекратил свое существование.
РУССКИЙ СЛЕД
Сербия, однако, вышла из войны победительницей, став ядром нового балканского государства – Югославии. Символом этого триумфа является водруженный в крепости 14-метровый монумент обнаженному воину с мечом, который так и называют – памятник Победителю.
Королевский престол достался сыну последнего сербского монарха – Александру IКарагеоргиевичу, уделявшему большое внимание формированию государственной идеологии, частью которой было и уважение к ратному прошлому входивших в страну народов, прежде всего сербов. По всей стране начался сбор экспонатов, призванных осветить и недавнюю борьбу против австро-германских захватчиков.
В роли координатора проекта выступал бригадный генерал Воислав Вукович, стараниями которого в 1924 году завершилось строительство нового здания.
Король покровительствовал русским эмигрантам, многие из которых подключились к музейной работе. Так, в состав художественного совета музея вошел знаменитый архитектор Николай Краснов, построивший в Крыму несколько дворцов для представителей семейства Романовых (включая Ливадийский).
Военный историк и педагог генерал-лейтенант Борис Адамович не только организовал для детей эмигрантов кадетский корпус, но и создал Русское отделение Военного музея, передав сербским музейщикам документы и экспонаты по истории царской армии и Белого движения. Среди них можно выделить коллекцию Объединения лейб-гвардии Кексгольмского полка и регалии Кубанского казачьего войска.
Для работы в Военный музей приглашались художники Всеволод Гулевич, Алексей Васильев, Павел Кравченко, Афанасий Шелоумов. Например, в середине 1930-х годов Гулевич, как штатный художник музея, оформил Книгу дарителей, а затем написал галерею из 60 портретов сербских воинов начиная от прихода славян на Балканы в VI веке до начала ХХ века.
После фашистской оккупации Югославии в апреле 1941 года представители русских военных союзов и объединений попросили вернуть им большинство материалов и действительно получили их обратно. Тут сыграла роль политика, поскольку немцы собирались привлечь эмигрантов к борьбе с партизанами, в чем немало и преуспели.
Однако и сегодня в музее остались предметы из их коллекций – два фотоальбома Кексгольмского полка, альбом с фотографиями и репродукциями, посвященный семье Николая II и великому князю Кириллу Владимировичу, несколько десятков литографий с воспроизведением русской военной формы изданий Пиратского и Висковатова, рисунки, изображающие русскую кавалерию, выполненные для Музея русской конницы, а также несколько русских военных мундиров, награды и холодное оружие.
Разграбления Белградского военного музея при немцах не произошло, поскольку он находился в ведении сербского марионеточного «Правительства национального спасения», возглавляемого Миланом Недичем, и вообще оккупанты пытались противопоставлять сербские ценности югославским, поскольку за последние ратовали партизаны-коммунисты Иосипа Брос Тито. Именно они в октябре 1944 года и освобождали Белград вместе с Красной армией.
Советское оружие активно поставлялось в Югославию до 1948 года, пока не поссорились два Иосифа – Тито и Сталин.
МЕНЯЮЩИЕСЯ ПРИОРИТЕТЫ
Во времена социализма собрание на Калемегедане стало главным Военным музеем не только Сербии, но и всей Югославии. Однако на рубеже II и III тысячелетий концепция экспозиции снова сменилась в сторону сербских ценностей.
По ходу боевых действий XX века страна оказалась буквально напичкана самым разнообразным оружием, что хорошо видно по расположенной на улице части экспозиции. И еще по этому собранию можно проследить, как менялись сербско-югославские внешнеполитические ориентиры.
Например, накануне Первой мировой войны Сербия дружила не только с Россией, но и с Италией, о чем напоминает тяжелая итальянская 149-миллиметровая пушка 1905 года. При Александре I союзниками считались Франция и государства Малой Антанты. Соответственно, бронетехника этого периода представлена польской танкеткой TKF и французским легким танком FT-17. О временах борьбы с оккупантами напоминают итальянская танкетка Carro Veloce L3/35, немецкая самоходка StuG III Ausf. F/8, немецкие же танки Pz-II и PzKpfw IV Ausf.H и прочее. Боевые действия на Дунае представлены торпедным катером, торпедами, плавучими минами и противоминными заграждениями.
Среди вспомогательной техники встречаются необычные образцы вроде прицеплявшегося к поезду рельсореза, с помощью которого оккупанты портили железнодорожное полотно при отступлении.
Разумеется, представлена и советская техника, включая классические Т-34, ИС-2 и «катюшу».
Вообще, количество выставленной во дворе и не примелькавшейся по другим музеям техники столь велико, что у некоторых посетителей уже не остается сил для осмотра внутренних помещений. Но в них-то и начинается хронологический рассказ о прокатившихся по территории Сербии войнах.
Собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, объединенных в несколько коллекций: археологическая, коллекции оружия, наград, знамен, одежды и униформы, картин и фотографий.
Мультимедийная техника позволяет просматривать видео и получать дополнительную информацию по интересующей теме.
Завершающая часть экспозиции посвящена, разумеется, недавним событиям, связанным с распадом Югославии, и особенно натовским бомбардировкам 1999 года.
«Секретные материалы 20 века». Юрий Медведько, журналист (Санкт-Петербург)