К 720 году, закрепившись в Испании, арабы продолжили экспансию на восток. Целью стало государство франков, которым формально правила древняя вырождающаяся династия Меровингов, а по факту – майордом (старший сановник, «премьер-министр») Карл Мартелл.
В 725 году Халифат совершает набеги на Бургундию. Правитель Аквитании Эд (Эдвон Аквитанский) пытался сохранить свои земли от вторжения арабов, играя на противоречиях между эмирами, присоединился к восстанию на стороне своего зятя, берберского эмира, но потерпел неудачу. Восстание было подавлено, в результате чего наместник Каталонии Абд аль-Рахман, получив подкрепления из Северной Африки, сосредоточил огромные силы на границе с землями христиан. По всей видимости, число тяжелой кавалерии и берберских конных лучников составило 50-60 тысяч человек.
В 732 году вторжение в Аквитанию началось и сопровождалось чудовищными зверствами и разрушениями. В районе Бордо у реки Гаронны герцог Эд со своим войском пытался противостоять захватчикам, но был наголову разбит, бежал в Париж к Карлу Мартеллу и принес вассальную присягу королю франков. В обмен Мартелл соглашается помочь, тем паче, что арабы – угроза общая для всех христиан. Отдается приказ срочно собирать войска.
Между тем «мавры» после победы у реки Гаронны уверились в своей непобедимости и занялись любимым делом – насилием и грабежами. Опустошив Южную Галлию, войска и обозы с добычей разбрелись по всей стране.
Осенью 732 года Абд аль-Рахман со своим воинством двинулся на север к богатому городу Туру. Но тут разведка донесла, что навстречу ему спешит армия христиан. Абд аль-Рахман дает приказ отступать к более выгодной, по его мнению, позиции возле города Пуатье.
Целую неделю армии стояли друг напротив друга, наконец 10 октября 732 года забили арабские барабаны и Абд аль-Рахман во главе тяжелой кавалерии кинулся вперед. Войско франков, состоявшее в основном из пехоты, выстроилось большим четырехугольником и приготовилось к обороне.
Раз за разом берберы осыпали ряды франков стрелами, тяжелая конница несколько раз пыталась врубиться в ряды противника, но воины Карла Мартелла держались стойко. Все попытки со стороны арабов заставить пехотинцев перейти в атаку и тем самым сломать строй закончились неудачей – не помогло ни притворное отступление, ни насмешки и угрозы.
В разгар сражения возле слабо защищенного лагеря арабского войска, полного трофеев, неожиданно появилась легкая конница франков, посланная Мартеллом загодя. После того, как известие об этом дошло до арабов, значительная часть мусульманской кавалерии, наплевав на вопли своих командиров, кинулась защищать нажитое непосильным трудом добро. Перемещение массы конников в тыл вызвало всеобщий хаос, и тут ударила конница франков, стоящая в резерве. Арабский полководец был убит, бежавшие арабы понесли большие потери.
Поскольку у франков кавалерии было мало, преследовать врага не стали. Войско, восстановив строй, провело ночь на отдыхе. Утром стали искать арабов – не нашли. Ночью, бросив большую часть добычи, «мавры» отступили и ушли за Пиренеи.
Это был конец арабского наступления. Никогда больше арабские армии не проникали так далеко в Европу.
Если статья понравилась - подпишитесь!