27 марта 2022 года состоится очередная церемония вручения кинопремии "Оскар". В России стал известен лонг-лист фильмов, из которых наши "киноакадемики" должны выбрать этой осенью самый, на их взгляд, достойный для "главного" мирового киносмотра. И здесь начинается дилемма. С одной стороны, у нас практически разучились снимать кино большого стиля, а с другой – сам "Оскар" с каждым годом всё более погружается в политизированность и толеразм. Так нужно ли нам вообще рваться на эту ярмарку тщеславия?
В отечественный "длинный список" включено 110 фильмов, которые уже вышли или окажутся в коммерческом прокате до конца этого года. Весь список не публикуется в СМИ, но судя по порядку перечисления картин от нашей киноакадемии, примерно понятно из чего будет выбирать этой осенью Российский оскаровский комитет, осиротевший в этом году без Владимира Меньшова. Некоторые фильмы зрители уже видели на больших экранах, другие пока прокатились лишь по фестивалям и закрытым показам, отбомбившись в Сети трейлерами и анонсами.
Плевок в блокадников
Некоторые при этом спровоцировали нешуточные скандалы уже на этом этапе. Так, "Блокадный дневник" Андрея Зайцева, получивший Гран-при 42-го ММКФ, снятый при поддержке Минкульта, Фонда кино и РВИО, премьеру которого на 75-летие Победы отложили из-за коронавируса, вызвал шквал негодования своим трейлером. В Сети даже собирали подписи под петицией с требованием привлечь авторов картины к уголовной ответственности.
Также рекомендуем:
Борьба за бюджет. Претензий к Минфину меньше, но вопросов осталось много
Снятый по мотивам повести "Дневные звёзды" ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, воспоминаниям Даниила Гранина и других блокадников, фильм, со слов режиссёра, представляет "максимально точно" страшную блокадную зиму 1942-го в городе на Неве. На самом деле зрителю предложен вариант "зомби-апокалипсиса", где люди, потерявшие человеческий облик, помещены в пространство некой страшной сказки – город, полностью заваленный сугробами, с двухметровыми сосульками на призрачных домах-декорациях.
Там нет ни героизма ленинградцев, ни самопожертвования – лишь выживание с мистическими обертонами. В общем, некий перепев "Ходячих мертвецов" в блокадных тонах. Такая режиссёрская трактовка ленинградской блокады вызвала резкое неприятие у зрителей, переживших ту трагедию, о чём уже сообщал телеканал Царьград. Но оскаровским академикам такие штуки нравятся: "оу, рашн хоррор – гуд!" Поэтому у клеветнического "шедевра" Зайцева есть шансы быть выбранным и здесь, и там – хотя бы в шорт-лист. Только хорошо ли будет от этого России?
Чекисты в красных трениках
Другой, как нам представляется, вероятный претендент на отбор под оскаровскую конъюнктуру – "Капитан Волконогов бежал" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Мрачный и фантастически гротескный "Петербург-Ленинград" 1937 года. Украшенный граффити советских авангардистов, палачи-чекисты в кроваво-красных рейтузах и новеньких кожанках, бессудные казни и жестокие пытки в смешении эпох – всё как "они" любят!
Один из "заплечников" капитан Фёдор Волконогов, учуяв, что сам скоро попадёт в мясорубку террора, бежит и пытается разыскать родственников своих жертв, дабы их прощением избежать попадания души в ад. За ним гонятся его вездесущие коллеги. Этакий постмодернистский вариант "Эквилибриума" в страшной-страшной "Раше" – с динамичным сюжетом-экшеном, дорогой съёмкой и броскими гэгами. Голливуд подобных наделал немало и поярче – но здесь русско-советский "шарм".
Полностью по голливудским лекалам и тоже в петербургских декорациях (прямо питерское засилье какое-то!) снят кинокомикс "Майор Гром: Чумной Доктор" Олега Трофима. Он также весьма динамичен, смотрибелен, даже местами остроумен. Снятая по мотивам комикса "Майор Гром" издательства Bubble Comics история про угрюмого питерского майора полиции, который сражается с суперзлодеем Чумным Доктором.
Последний хочет излечить город от чумы беззакония, явно отталкиваясь от образа оппозиционера Навального. При этом намеренные заимствования у голливудских аналогов доходят до того, что речь героев звучит как дурной перевод американских блокбастеров. Забавно. Но можно ли это назвать "национальным кино", которое разные страны присылают по этой номинации на американский конкурс? Вопрос риторический.
"Патриотизм" с гнильцой
Может быть, "русским национальным фильмом" стоит признать героический байопик Тимура Бекмамбетова "Девятаев" с Павлом Прилучным в роли Героя Советского Союза Михаила Девятаева, осуществившего небывало дерзкий авиапобег из германского плена? Технически фильм сделан вполне себе на голливудскую четвёрку: спецэффекты, графику, комбинированные съёмки в России вполне освоили. Научились приковывать внимание зрителя к экрану.
Но вот с "патриотической" составляющей сценариев таких блокбастеров просто беда! Бекмамбетову показалось мало талантливо экранизировать реальный подвиг: нужна была "интеллектуальная провокация". И её сварганили в фильме: киношный Девятаев оправдывает и прикрывает предательство другого советского лётчика. В скобках маячит "мораль" ленты: надо посочувствовать предателям Родины, оказавшимся лишь жертвами обстоятельств между двумя бесчеловечными режимами. Ход для заокеанских оценщиков вполне рабочий. Хотя и не русский ни разу.
С огоньком, но без смысла
Переберём кратко ещё несколько возможных претендентов из представленного списка. Вот фильм "Огонь" Алексея Нужного с Константином Хабенским в главной роли. Картина повествует о храбрых спасателях и пожарных Авиалесоохраны, которые борются с катастрофическим пожаром в тайге. Эффектные натуралистичные съёмки, напряжение, не отпускающее до самого финала, хорошая игра актёров. Простые и героические русские люди. Всё так. А что не так? Примитивный сюжет с предсказуемыми поворотами, весь набор клише голливудских фильмов-катастроф. О чём этот фильм? Об огне и пожарных. Ну, ясно. Вот Валентин Распутин написал в своё время книгу "Пожар". Она тоже про огонь. Но поднимала проблему на национальную высоту. А фильм "Огонь" – он просто про огонь – вам хватит?
Фильм "Чернобыль" Данилы Козловского вроде был задуман как "национальный ответ" на сериал Крэйга Мэйзина, вышедший в 2019 году на HBO. Но ответ, прямо скажем, вышел слабенький. Вместо исправления фактологических ошибок американца – те же самые ошибки, а вместо осмысления чернобыльской трагедии "сверху" – частная мутная мелодрама с камбэками на фоне ликвидации аварии. Та же беда, как и у многих коллег: прекрасные съёмки, отдельные удачные сцены и полный сценарный провал. Многие кинокритики уже заметили, что при всех традиционных американских "ляпах" из русской жизни Мэйзину удалось лучше осмыслить страшную катастрофу планетарного характера.
Сквозь мутные очки
Вообще, такое ощущение, что нынешние наши кинорежиссёры смотрят на собственную страну через какие-то специальные искажающие фильтры. Гордо называя это авторским видением. Так, автор ленты "Северный ветер" Рената Литвинова в своей полутеатральной фантасмагории-нуар зрит Россию как странные "Северные Поля", где среди вечной мерзлоты одиноко торчат из снега башни Кремля. А русская жизнь предстаёт бесконечным и опостылевшим Новым годом, где всем заправляют женщины.
Ну а Кириллу Серебренникову явно кто-то велел иметь свой причудливый взгляд. В его экранизации сюрреалистического романа Алексея Сальникова "Петровы в гриппе" многомерность литературного источника уходит, а сюр гиперболизируется до невероятных размеров, превращаясь в набор клипов. Правда, надо признать, довольно изощрённо и мастерски снятых. Вся Россия – в температурном гриппозном бреду.
Центральные герои – семья Петровых – периодически проваливаются в изнанку реальности, мрак и хтонь которой мало отличается от самой жизни, в которой все вокруг живут: ругаются, оскорбляют и подставляют друг друга, скотствуют и жлобствуют. Но периодически задушевно выпивают и обнимаются. Один большой дурдом с непредсказуемыми, жестокими и сентиментальными пациентами.
Быть добру!
Спрашивается: что же, ни одного светлого пятна, что ли, нет в списке, из которого будут отбирать картину для посылки за океан? Да нет, они, в общем приближении, есть. Обещает быть интересной и притом необычной "драмеди" того же Владимира Котта "Непослушник". Она про блогера-пранкера, который зашёл слишком далеко в своих шутках над верующими и вынужден скрываться в провинциальном монастыре под видом послушника. Тем самым постепенно перевоспитываясь.
С одной стороны, это комедия положений, а с другой – это картина о фундаментальных вещах, которые лежат в основе нашей жизни, и надежда, что настоящая любовь может победить любой цинизм, живущий внутри нас,
– поведал режиссёр.
Мы показывали часть фильма пресс-службе Русской Православной Церкви, они смеялись вместе с нами,
– поделился Владимир Котт. Фильм будет доделан и выйдет в прокат уже в начале зимы – надеемся, что он и впрямь окажется и смешон, и поучителен.
Под занавес нельзя не упомянуть ещё один явно светлый и серьёзный фильм, внесённый в список на "Оскар". Это долгожданная премьера мэтра отечественного кино Глеба Панфилова с экранизацией повести "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына. Его премьера состоялась в среду в кинотеатре "Художественный" в Москве.
Можно сказать, что Панфилову удалось превратить скупую лагерную хронику в русскую мистерию – о вере и любви, сострадании и смирении. Биографию старшего сержанта Шухова (Филипп Янковский) режиссёр значительно расширил: мы видим его и на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, и в бою, и в плену. Да, это довольно далеко от текста – но иначе и картины бы не вышло! Перед нами опять в своём роде сказка, в которой Особлаг светится волшебными огнями посреди бескрайней снежной пустыни. А из неё в роли богодухновенной странницы, как сама душа русского народа, появляется супруга Панфилова Инна Чурикова.
Не раскрывая всех новин сюжета по сравнению с повестью, скажем лишь, что режиссёру удалось, развернув повествование, сделать картину не просто о том, как выживает в лагере непритязательный и смиренный зэка Щ-854, а о том, что остаться в любых условиях человеком помогает лишь Любовь. Идея русская, корневая, глубинная. Вряд ли она понравится американским киноакадемикам! Хотя – кто знает: Дух дышет идеже хощет.
Что с того?
Небезынтересно, конечно, будет узнать, какой именно фильм выберут в нашем оскаровском комитете. В своё время никто среди советских киношников, включая Владимира Меньшова, не мог помыслить, что "главную" кинопремию могут присудить абсолютно советскому неброскому внешне фильму "Москва слезам не верит".
Правда, с того времени слишком много воды утекло: и в кино, и в мире. И всё же есть уверенность: надо бы перестать отечественному кинематографу соревноваться с голливудским в создании технически совершенных, но пустых и вненациональных картин. А государству перестать отдавать приоритет лентам-аттракционам. Даже чисто коммерческая, прокатная сторона дела этого уже не оправдывает.
Голливуд, конечно, тоже значительно "обмелел" на "большое кино". Но фильмы со смыслом там ещё, как и в Европе, не разучились делать. И если мы хотим продолжать играть в "международно-фестивальную игру", то не стоит позориться, выставляя себя эпигонами и клоунами, подлаживающимися под чужую игру. Надо делать свою игру и нести в мир свои – русские смыслы. А получат они премию или нет – дело десятое.