Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Проект "Все "Искатели"". 1963 год, №5. Днепров, Вулрич, О'Генри

Здравствуйте! Время идет, подошел и момент для очередного выпуска нашего проекта. На повестке дня у нас — предпоследний, пятый номер альманаха «Искатель» за 1963 год. Номер не сказать, что прямо-таки «прорывной», но интересный и достаточно ровный по содержанию, возможно, без явных «звезд», но и без провалов. Главное — наконец-то, наконец-то я узнал, чем заканчивается детектив Вулрича!

1. Николай Коротеев, «Испания в сердце моем». Начало военно-приключенческой повести, как можно без труда догадаться по названию — о гражданской войне в Испании 1936-1939 годов. Главный герой — советский «военный инструктор», танкист с Украины. Повесть написана при активном участии генерала Кривошеина, который сам воевал танкистом в Испании, поэтому ее можно условно считать настолько достоверной, насколько это возможно, со всеми идеологическими и цензурными оговорками. Сама по себе повесть — типичная военная приключенческая проза советских лет, довольно динамичная, читается легко.

"Испания в сердце моем", рисунок А. Гусева
"Испания в сердце моем", рисунок А. Гусева

Что было интересно лично для меня — это оценка боевых и моральных качеств республиканской армии, весьма нелестная, надо заметить. Я, если честно, об этом эпизоде истории мало что знал, поэтому не могу сказать, насколько автор реалистичен в этом плане, но зато я знаком с историей Испании вообще, и то, что он описывает, вполне укладывается в общую картину. Благородные доны воюют исключительно за идею, по воскресеньям — разгрузочный день, не стреляем, командиров выбирают на общем собрании, батальон голосует, выполнять ему приказы или нет, вместо окапывания устроим импровизированную корриду… Сразу вспоминается история, как взбунтовавшаяся испанская пехота отказалась подчиняться приказам, но уступила просьбе лично инфанты, и исключительно из соображений дворянской чести взяла Антверпен. Вот по впечатлениям от повести у республиканцев была исключительно средневековое войско (не армия!), руководствовавшаяся по больше части соображениями чести и долга, а не уставом. Звучит благородно, вот только против современных регулярных частей совершенно не работает, увы… Жду окончания в следующем номере.

"Тускарора"
"Тускарора"

2. Анатолий Днепров, «Тускарора». Типичнейшая научная фантастика «ближнего прицела», с очень сильным упором на науку. Фактически — повесть об ученых и научном поиске, в которую для пущей интриги введено фантастической допущение. Допущение это, надо заметить, довольно лихое — разработка идеи превращения вулкана в электростанцию, более того — идеи создания искусственного вулкана путем бурения земной коры в подходящем месте, то есть на дне Тускароры, то бишь Камчатско-Сахалинской впадины. Некоторые из научных концепций повести на данный момент уже явно устарели (идея внесистемного происхождения Луны, например, хотя она не столько устарела, сколько трансформировалась и стала интересней), но читается все равно неплохо.

"Последняя стоянка "Летучего Голландца"",  рисунок П. Павлинова
"Последняя стоянка "Летучего Голландца"", рисунок П. Павлинова

3. Леонид Платов, «Последняя стоянка «Летучего Голландца»». Главы из романа, опять-таки военно-приключенческого. Очень здорово читается, хотя вообще-то мне эта идея отрывков из больших произведений не нравится. Вторая Мировая, торпедные катера на Балтике, секретные гавани и тайные фарватеры, в послевоенное время - шахматная партия между пограничниками и шпионами-нарушителями, загадочная база неуловимой нацистской подводной лодки «Летучий Голландец»… Прекрасно. Мне даже захотелось найти полный роман. Кстати, окончание тоже в следующем номере… Интригу держит «Искатель»!

4. Корнелл Вулрич, «Срок истекает на рассвете». Наконец-то окончание детектива! Чем кончилось, не скажу, детектив же. Не хочется быть тем человеком, который сообщает, что «убийца — садовник». Но завершение достойные. Хоть это и не самый знаменитый и лучший роман автора, но все-таки мастер есть мастер. Странно, что у нас его почти не переводили и не издавали.

5. О’Генри, «Коса на камень». Здесь что я ни напиши, все равно буду банален. О’Генри — величайший мастер короткого рассказа, добавить что-то к этой характеристике почти невозможно. Кортенькая, в несколько страничек прозаическая жемчужина, весь блеск которой сконцентрирован в последнем предложении. Думаю, пора бы мне отдельно написать об О’Генри, напомнить современным читателям, что такое по-настоящему хороший рассказ.

"Коса на камень", рисунок С. Прусова
"Коса на камень", рисунок С. Прусова

Вот, в общем-то и все. Наметившаяся в предыдущем номере тенденция явно продолжается: число публикаций меньше, соответственно, объем - больше. Науч-поп и публицистика почти исчезли, уступив место художественной литературе. Любителей фантастики может разочаровать ее малое количество, но, думаю, в следующих номерах это будет восполнено. Впрочем, это мы выясним уже скоро — новый обзор не за горами, так что заходите, будет интересно!

#ссср #фантастика #детективы #приключения #писатели #литература #проект все искатели