Всё дело в Путине?
Интересный такой момент присутствует в восприятии Российской Федерации со стороны жителей Украины и Белоруссии. Почему-то мою замечательную страну принято воспринимать только и исключительно через скромную фигуру В. В. Путина. «Кремль», «путинский режим»… Такое впечатление, что вся остальная Россия существует в качестве плохо проработанной декорации (как в плохом романе). Всё-таки надо понимать, что Путин – это не некий волшебный артефакт, упавший из космоса на нашу грешную землю, а просто политик. Да, Россия была до Путина, и будет существовать после Путина, что, в принципе, вполне логично.
Такое искажённое восприятие РФ характерно в общем не только для Киева/Минска, но и для дальнего зарубежья — говорят не про Россию и её национальные интересы, а про некого Владимира Путина и его фобии. Просто почитайте переводы зарубежной прессы и вы таки удивитесь — вместо России везде Путин. То есть как бы вся проблема не во взаимоотношениях с Россией, а во взаимоотношениях с Путиным.
Знаете, сложно воспринимать всерьёз «аналитиков», для которых не существует российских национальных интересов, а только «бывший агент КГБ» и его «заморочки». Вообще, Россия — достаточно большая страна, и тут живёт не только Владимир Путин и его окружение. Разные прочие люди тут тоже иногда присутствуют. Понятно, когда иностранцы из дальнего зарубежья воспринимают Россию, как некую далёкую Шангри-Ла, а из всех жителей знают только одного Владимира (как в плохой голливудской сказке), но жители соседних Беларуси и Украины должны были быть по идее более информированными.
И, кстати, идея о том, что Россия будет существовать после Владимира Путина означает не то что «потом» можно будет легко обо всём договориться, а то, что у России и завтра будут определённые национальные интересы, и послезавтра. И через 50 лет. И рассуждать в том плане, что это дескать сейчас всё плохо из-за плохого Путина, а вот потом всё будет просто прекрасно отдаёт лёгкой наивностью.
Россия никуда не денется, Россия вот она, здесь. Тут, чёрт возьми целые теории строятся, об России как уходящей державе (соответственно и плохие отношения с ней сегодня — не так важны). Сложно сказать к чему приведёт Европу откровенно русофобский курс Берлина, но вот касательно Украины и Белоруссии — тут всё совсем печально. Ни на Европу, ни на Китай они переориентироваться не смогут, а строить отношения с Россией на идеологической базе русофобии достаточно затруднительно. И даже после Владимира Путина.
А ещё есть русские
Самым странным образом в Республике Беларусь «политические разговоры» вертятся вокруг «особой белорусской идентичности». Ну… возможно и неплохо. Собственно говоря, после начала конфликта на Донбассе там заговорили о «нечужом для белорусов украинском народе». То есть как бы да: ребята признают, что есть белорусы, есть литовцы, поляки, украинцы и тут как бы полная дружба и толерантность, и есть… нет не русские, есть Путин и империя. Как-то так. И для украинской пропаганды была характерна такая же постановка вопроса: всё сводить к фигуре Путина.
А отношение к русским? Каким русским?
Сталкивался с таким отношением к России в западной прессе, но для них русские — некий «собирательный образ орков», и когда вот они внезапно сталкиваются «на политической интернет-делянке» с живым русским, то не знают даже как реагировать. В растерянность впадают. То есть люди как бы неплохие, а русофобия для многих нечто абстрактное (с русскими они не пересекались — сплошная Шангри-Ла). И тем не менее.
Собственно говоря, достаточно странно было встретить подобное «игнорирование существования русских» со стороны соседних Украины и Белоруссии. Там-то люди по идее должны быть в курсе. Что русские — это не фейк, и не массовка в голливудских фильмах про злодеев. Но как-то не сильно заметно. Украина (менее интересная автору) активно боролась именно с Путиным. Знаете, давно подумываю получить диплом психиатра и специализироваться в уникальной области «тяжёлые формы путинофобии с осложнениями». Брать буду недорого. За счёт объёмов буду брать.
И таки, никому на Украине до сих пор не приходит в голову, что проблема была не столько в Путине? Что проблема гораздо глубже и гораздо шире? Что проблема была в наличии миллионов «неголливудских русских»? Или как?
Решение Лукашенко
Примерно в то же время г-н Лукашенко сделал по-настоящему «эпохальный» выбор, выбор, который определит отношения русских и белорусов на поколения вперёд. Он решил поддержать нацбаты на Донбассе. И я конечно догадываюсь, что идеей Лукашенко было показать большую фигу Владимиру Путину, но итог вышел куда более значимый. Результат получился стратегический и эпохальный. Серьёзный результат.
Собственно говоря, тем самым г-н Лукашенко полностью закрыл вопрос «белорусской независимости», объединяться с белорусами после этого уже достаточно бессмысленно. То есть все последующие антироссийские демонстрации и «порывания портретов» в Минске — это уже немного «постфактум». Полная и окончательная независимость РБ была достигнута на полях сражений юго-востока Украины летом 14-го года. Собственно говоря, товарищи белорусы, — выдайте ему «пирожок с полки».
То есть как раз оппозиция, утверждающая, что Лукашенко предал независимость «немного лукавит». Как раз Александр Григорьевич совершил по-настоящему необратимое решение. «Отыграть взад» уже не получиться. После летней кампании 2014-го полная и окончательная независимость Беларуси стала свершившимся фактом. Для особо «упоротых» поясняю — никто на танках захватывать Минск не попрётся (с востока). Это такая же клюква, как и «уникальная экономическая модель».
То есть Александру Григорьевичу уже можно ставить памятник в полный рост? Не только можно, нужно! Причём срочно! Прямо в центре площади Независимости! Потому что, как говориться, армия стреляет в свой народ только один раз, потом она стреляет уже в чужой народ. До 14-го года были возможны какие-то варианты по линии Москва-Минск, после Донбасса уже нет. Змагары могут вздохнуть спокойно. Европейская Беларусь уже состоялась.
Ту самую «вилку» Беларусь проскочила весной-летом 2014-го. Потом только Европа. Что ж вы не радуетесь, господа белорусы?
Кто у нас хороший
Военно-политические конфликты — неизбежная часть человеческой истории на протяжении веков. Наиболее типичный случай — две конфликтующие стороны. Ну и кто из них прав, а кто виноват? Сложно сказать, особенно в войнах гражданских и межэтнических. Кто был прав: гвельфы или гибеллины? Аристократы или «железнобокие»? Роялисты или республиканцы? Север или юг? Белые или красные? Император в Вене или венгерские повстанцы? Тутси или хутху? Сложно сказать.
То есть если кто-то ждёт убедительного доказательства, что как раз ополчение — молодцы, а хунта — исчадие ада, то разговор немного не о том. Просто как момент армяно-азербайджанского конфликта все армяне (внезапно!) оказались на одной стороне, а азербайджанцы — строго на другой. И как они только разделились? Сербы с хорватами тоже очень шустро разбежались по разным окопам, ну и так далее. Не зря же украинцы постоянно проводят аналогии с хорватской операцией «Буря». Аналогии — самые прямые.
Ну а господину Лукашенко как раз очень симпатичны хорваты, то есть, пардон, украинцы. Ну и в этом нет абсолютно ничего плохого. Просто это полностью исключает нормальные отношения с русскими. Как-то так. Каждый выбирает для себя… женщину, религию, дорогу. В 2014-м господин Лукашенко провёл глубокую и кровавую черту между русскими и белорусами. Вам нравится хунта? Да не вопрос. Открою страшную стратегическую тайну: на Донбассе и в Крыму тоже живут русские. Как-то так. Своего рода Сербская Краина…
То есть по факту — ничего нового, интересного, но как уже многие заметили Лукашенко очень симпатичны украинцы, русские ему симпатичны несколько менее. Ну что ж — очень жаль. То есть, безусловно, ничего хорошего в войне на Донбассе нет, хотя… с другой стороны, не будь её мы продолжали бы верить в «самого надёжного и самого последнего союзника» и в братскую дружбу славянских православных народов и в прочую чушь.
Иллюзии внезапно разбились о суровую и беспощадную жизнь. И я считаю — это очень и очень неплохо. Всё что мы хотели увидеть — мы увидели на Донбассе. И права человека, и международное право, и многовековой европейский гуманизм, и братскую дружбу, и кто к нам как по-настоящему относится. Красивая сказка закончилась и начались грустные реалии.
Шёл седьмой год войны
Да именно так, война на Донбассе грохочет уже седьмой год. Много народу погибло, многие стали беженцами, большие разрушения, большие жертвы. И эта самая война полностью изменила политическую картинку в Европе. И даже на сам конфликт существует две противоположные точки зрения: с точки зрения Европы и Украины все жители Донбасса мечтают об евроинтеграции, но «злой Путин» им мешает. «Злой Путин» страшно позавидовал всем тем перспективам «свободы и экономического процветания», которые открывались перед Украиной, и напал на неё.
То есть мнение жителей Донбасса им не интересно ни разу. Практически никаких политических попыток о чём-то договориться с самого начала не делалось, потому как не зачем — агрессия, понимаешь. Собственно говоря, хотя многие этого и не понимают, эта самая война на Донбассе полностью «переформатировала» отношения между Россией и Украиной. По большому счёту разговаривать стало как бы особо не о чем. Всё, закончились отношения.
Те, кто рассуждают, о том, что это всё — последствия действий кучки экстремистов, и это всё можно преодолеть, несколько оптимистично смотрят на текущую реальность. Не так просто тут что-то «преодолеть». Если вообще возможно. Эта война пропахала глубокую кровавую борозду между двумя народами и преодолеть её будет весьма непросто. И весьма небыстро.
Понимаете, вся беда в том, что в Беларуси это (поставки ВСУ и нацбатам) техники, топлива и снаряжения рассматривается то как мелкое тактическое решение, то как нечто неизбежное и нормальное (выбор не предусматривается), то с точки зрения того, что «мы же должны зарабатывать деньги»?
Главная ошибка
А она заключается как раз в том, что отношения с Россией не являются чем-то «абсолютно отдельным» от всей остальной белорусской внешней политики. Не взаимосвязанным никак. То есть вариант, когда взаимоотношения с другими странами на взаимоотношения с Россией никак не влияют. Тут ещё что интересно: допустим наладил бы Лукашенко крупные поставки тракторов и грузовиков в Аргентину или Вьетнам — да ради бога, как говориться. Планета круглая, планета вертится… а самое главное — планета большая.
Но как-то ни где и ни на чём Лукашенко заработать по-крупному не сумел. И особо ни с кем подружиться (так чтобы помощь стали оказывать) тоже не получилось. Все метания президента РБ по планете Земля не окончились в общем и целом ничем существенно положительным для белорусской экономики и белорусского государства.
Зато просто прогремела история с «растворителями»… то есть, де факто, прямым обманом России на крупную сумму. Как-то никого другого обмануть г-ну Лукашенко не удалось, только Россию. Чуть позже прогремела история с «белорусскими креветками», то есть с демонстративным нарушением продовольственного эмбарго. Вот и все «белорусские инновации». Никаких других инициатив по «зарабатыванию денег» так и не появилось. Нет, ещё с начала войны на Украине белорусы стали активнейшим образом поставлять Киеву всё что можно для ведения войны, как-то так.
То есть каких-то реальных вариантов для зарабатывания политических очков или реальных денег вне и помимо России Минск так и не нашёл. Китайский вариант оказался откровенно разорительной покупкой в кредит втридорога устаревшего оборудования. То есть никто в России бы не возражал, если бы белорусы стали бы зарабатывать «по-крупному» на международных рынках и «толкать» туда инновационную продукцию.
Все были бы только счастливы. Но как-то этого почему-то не произошло. Сложно сказать почему. Лукашенко искал нефть везде: от Каракаса до Тегерана, но реальным оставался единственный вариант российской трубопроводной нефти. Он пытался пристроить готовую белорусскую продукцию везде: от Индии до Африки. Закончилось это ничем.
Зато великолепно удалась политическая переориентация: сегодня для Минска реально мнение Брюсселя, Пекина или Вашингтона гораздо более значимо чем мнение Москвы. И даже касательно Киева — белорусы очень сильно обеспокоены тем, как бы не испортить с Украиной отношения. Беда как раз в том, что «отношениями с Россией» в Минске особо никто не заморачивается и они формируются «по остаточному принципу».
То есть никто из белорусских политиков особо не обеспокоен тем что в результате тех или иных шагов отношения с Москвой могут ухудшиться. По отношению к Европе, Китаю или Украине, не говоря уже о Штатах это беспокойство просматривается. А Россия (как ни странно) из «белорусской большой политики» как-то выпадает.
В результате получается следующий дисбаланс: Россия — номер один в белорусской внешней торговле, но «номер десять» в белорусской внешней политике. Что, безусловно, ведёт к бесконечным скандалам. Из чего делается следующий, вполне логичный вывод, что раз Россия — «столь проблемный контрагент», то ей надо искать «альтернативу». Собственно, эту самую «альтернативу» белорусы уже и ищут лет пятнадцать, «альтернативы» не нашли, но отношения с Россией оказались полностью испорчены.
Собственно, туда же можно отнести и рассуждения г-на Зеленского о миллионах русских, считающих Крым украинским. То есть даже до украинских политиков (!) стало потихоньку доходить, что дело не только и не столько во Владимире Путине, а ещё и миллионах, и миллионах русских, имеющих вполне себе однозначные политические взгляды. Внезапное такое открытие. Неожиданное. Как оказалось, по итогам, дело не только и не столько в «плохом Путине», сколько в «неправильных русских».