На излёте советской эпохи на смену чинным вокально-инструментальным ансамблям в типовых костюмах приходили новые герои — дерзкие, лохматые, в рваных джинсах, напульсниках и кожанках. Одним из самых известных проектов того времени стал легендарный «Электроклуб» — группа, ставшая фабрикой хитов и кузницей кадров для будущей российской эстрады.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Гений за кулисами
В 1986 году маститый композитор Давид Тухманов, автор таких разноплановых шлягеров, как «День Победы», «Последняя электричка» и «Песенка студента», одним из первых понял, что дух гласности и перестройки открывает небывалые возможности для раскрутки проектов нового типа — коммерческих, модных, говорящих с публикой на одном языке.
Как раз в это время в «наследство» от Оскара Фельцмана к Тухманову почти в полном составе перешёл подшефный ВИА «Огни Москвы». Ансамбль получил свежее, современное название — «Электроклуб».
Первый состав был звёздным уже на старте. Солистов сразу два: амбициозная Ирина Аллегрова и мультиинструменталист Игорь Тальков, успевший отметиться у Стаса Намина. Инструментальную основу составили бас-гитарист Владимир Дубовицкий (муж Аллегровой), гитарист Александр Левич, клавишники Илья Гольдфарб и Михаил Палей, ударник Дмитрий Матюхин и саксофонист Валерий Кацнельсон.
Давид Тухманов разработал чёткую схему продвижения в лучших традициях западного шоу-бизнеса: симпатичная солистка, пара хитов, появление в популярных телепередачах, статьи в прессе и выпуск пластинки на фирме «Мелодия». Но главное — концерты: полновесные шоу с современным светом и звуком, раскачивающие любой зал.
Несколько месяцев в составе «Электроклуба» состояла юная солистка Раиса Саед-Шах, взятая по настоянию Тухманова. Но долго не продержалась по причине конкуренции с Ириной Аллегровой. На дебютном альбоме группы её голоса уже не оказалось:
«Я за ними поехала в Сочи. А мне так и не дали с ними выступить. Я вообще не понимала, что происходит. При этом я работала в "Электроклубе". И Тухманов не мог объяснить. Это было некрасиво. Когда я молодая девчонка 18 лет, а мне ничего не объясняют. Просто я потихоньку сама должна была исчезнуть».
Однако дела не пошли на лад. Несмотря на выступления в «Песне года» и «Голубом огоньке», а также на выпуск пластинки с двумя песнями, «Электроклуб» на первых порах, что называется, не взлетел. Во многом это был ещё старорежимный, сдержанный ВИА, который не нашёл своего почерка.
Радикальный ребрендинг. Рождение классического «Электроклуба»
Понимая, что проект требует кардинальных изменений, Тухманов и Дубовицкий отправились на концерт невероятно популярной группы «Форум» в поисках вдохновения. Решение было радикальным: практически полный роспуск прежнего состава. Летом 1987 года из первоначального «Электроклуба» остались лишь Аллегрова, Дубовицкий и клавишник Палей.
Игорь Тальков, стремившийся к сольной карьере и авторскому творчеству, ушел из группы, чтобы вскоре покорить страну тухмановской балладой «Чистые пруды», которую ранее исполнял в составе «Электроклуба».
На смену ушедшим пришла целая команда из «Форума». Басист Александр Назаров, ставший музыкальным руководителем, привёл с собой солиста-суперзвезду Виктора Салтыкова — лучшего вокалиста Ленинградского рок-клуба, бывшего участника группы «Мануфактура». Вместе с ними пришли ударник Александр Дроник и звукорежиссёра Лазарь Анастасиади. Также к коллективу присоединился яркий гитарист Владимир Кулаковский из «Мистерии-буфф».
С приходом новичков звучание группы кардинально переменилось в сторону модного электро-попа. Даже имидж Ирины Аллегровой претерпел перемены: новая причёска, рваные джинсы, кожанки, заклёпки и броский макияж должны были соответствовать молодёжному формату.
Хиты и всесоюзная слава
Как оказалось, решение было верным. Обновлённый «Электроклуб» мгновенно взлетел на вершину популярности. Концерты собирали полные залы и даже стадионы. Чтобы усилить эффект, Виктор Салтыков внёс в концертный репертуар и громкие хиты «Форума»: «Белую ночь» и «Островок».
В новогоднем «Голубом огоньке» 1987 года группа представила композиции «Ты замуж за него не выходи» (солист — Салтыков) и «Тёмная лошадка» (солистка — Аллегрова). Ирину Аллегрову читатели «Комсомольской правды» признали лучшей певицей года. Вскоре страну покорил шлягер «Кони в яблоках», ставший звёздным часом для Виктора Салтыкова.
Уход солистов и новая трансформация
Однако звёздный состав, собравший сильных солистов, был обречён на распад. В 1989 году Давид Тухманов, почувствовав, что группа исчерпала свои возможности, написал для «Электроклуба» последнюю песню «Я тебя не прощу» и перебрался на постоянное место жительства в Германию. Основная музыкальная нагрузка теперь легла на Александра Назарова.
Для создания нового материала привлекли композитора Игоря Николаева. Его композиции «Игрушка» и «Верьте в любовь, девчонки», написанные для Ирины Аллегровой, хоть и выбились в хиты, но окончательно сместили звучание группы в сторону лиричной «женской» эстрады, чуждой первоначальной дискотечной энергетике.
В 1990 году «Электроклуб» один за другим покинули его главные лица. Сначала ушёл Виктор Салтыков, уставший от имиджа вечного подростка и готовый к сольной карьере. Вслед за ним после летнего прощального тура из состава выбыла и Ирина Аллегрова, желавшая большей творческой свободы.
Вскоре за ними последовали Дубовицкий и Кулаковский. Первый взялся за карьеру перспективной певицы Татьяны Овсиенко, второй — основал группу «Купе».
Эпилог. Попытки реанимации
Оставшись у руля, Александр Назаров, как мог, пытался поддержать проект на плаву. Был набран новый состав с солистами Василием Савченко и Александром Пимоновым. Песня «Белая пантера» в 1991 году в качестве «послесловия» вошла в число хитов «Электроклуба». Однако былые позиции были утрачены.
В том же году Назаров окончательно распустил группу и некоторое время действовал практически в одиночку. Его песни «Скрипач» и «Жизнь-дорога» оказались относительно успешны и позволили продлить жизнь проекта, но они уже были ближе к попсово-кабацкому репертуару, далёкому от синти-попа «Электроклуба».
Легендарная группа, определившая звучание советской поп-сцены на рубеже 1980 и 1990-х, так и осталась в перестроечных временах, когда старые советские схемы оказались нежизнеспособны, а российский шоу-бизнес ещё не окреп и не заматерел. «Электроклуб» быстро взлетел и растворился на пороге новых времён, оставив после себя плеяду звёзд и порцию незабываемых хитов.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!