Осенью 1937 года командир авиационного отряда 118-й истребительной эскадрильи ВВС, капитан Николай Петрович Матвеев написал рапорт Народному комиссару обороны СССР Клименту Ворошилову. Лётчик настойчиво просил зачислить его в ряды добровольцев, которых в то время отправляли на выполнение боевого задания в Испании.
Принять участие в одной из первых схваток с фашизмом мечтали многие пилоты, но воевать на Пиренейский полуостров попадали лишь самые опытные из них. Матвеева пригласили на собеседование. Однако он был удивлён тем, что ему не задавали вопросов об Испании. Комиссию интересовало то, насколько хорошо, по мнению капитана, смогут сражаться советские пилоты в небе далёкого Китая.
В то время как в Испании бушевала гражданская война, Япония постепенно захватывала территории Китая. От исхода этого предприятия зависело туманное будущее СССР. В случае победы японцы вышли бы к советской границе и, как союзники нацистов по Антикоминтерновскому пакту 1936 года, скорее всего напали бы на Советский Союз.
Николай Матвеев внимательно изучил карту Поднебесной. Его опыту доверяли, так как капитан часто принимал участие в испытаниях новых самолётов и лично обучил не один десяток пилотов. Лётчик высказал комиссии свою точку зрения, что крутые горы Северного Китая потребуют от пилотов повышенной маневренности, небывалой выносливости и выдержки. Однако он выразил уверенность, что советским асам по силам преодолеть опасный маршрут.
К 1937 году Япония вплотную подошла к Пекину и уже оккупировала территории к северу, западу и востоку от него. Уже в августе армия самураев постучалась в ворота Шанхая, преодолев за месяц более 1 000 километров пути. До китайской столицы Нанкин оставалось пройти всего 300 км, а китайская армия явно уступала противнику в классе и постепенно отступала.
Советское руководство чего-то подобного ожидало, поэтому капитан Матвеев и ещё 25 добровольцев приготовились к секретной заброске в Китай ещё в марте 1937 года. Перед самим отъездом лётчик пообещал беременной супруге вернуться домой к ноябрю. В тот день 13 марта Полина Матвеева написала на листке календаря два слова: "Уехал Николай". И этот памятный листок она хранила всю свою жизнь.
Пилоты-добровольцы добрались на поезде до Алма-Аты. Туда же подвезли и их разобранные самолёты. После быстрой сборки лётчики улетали в Ланьчжоу, но более чем 3 000 километров пути преодолели далеко не все. Во время перелёта отсутствовала связь. При любой неисправности самолёта или незначительном отклонении от курса лётчики были обречены. Ведь в горах совершить посадку невозможно.
"Экипаж потерял ориентировку и попал в узкое ущелье, приняв его за перевал. Поняв свою ошибку, лётчик стал разворачиваться, чтобы вырваться оттуда. Но в узеньком ущелье, закрытом сверху сплошными облаками ему не удалось развернуть самолёт, и он врезался в гору".
Из воспоминаний штурмана П. Т. Собина.
"Когда поднимались песчаные бури, то они забивались даже через шторку колпака и песок хрустел на зубах пилота. Такие сильные были там эти бури-ураганы. Всё было сопряжено с большой опасностью".
Наталия Слюсарева. Дочь Героя Советского Союза, генерала ВВС С. В. Слюсарева.
Между Алма-Атой и Ланчьжоу построили 11 временных аэродромов. Через крутые горы и песчаные дюны топливо для самолётов подвозили на верблюдах. Лишь несколько месяцев спустя между городами проложили дорогу длиной более 3000 километров. Теперь по новой трассе в Китай двинулись грузовики с боеприпасами, продовольствием, горючим, медикаментами и разобранными самолётами.
"Через Монголию, через Западный Китай на сотни километров идут грузовики. Чёткие остановки, проверки качества, чтобы не растрясло продукцию. Представляете, как нужно упаковать эти детали, чтобы разобрать самолёты в Средней Азии, а собрать их на линии фронта в Китае? Это, вообще, совершенно уникальная операция!"
Александр Шубин. Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.
Первые советские экипажи оказались в Поднебесной в ноябре 1937 года. За меткость выстрелов и крутые виражи местные жители прозвали их "Орлами", но до победы над Японией было ещё далеко. В начале столкновений на один самолёт из СССР приходилось 6-7 японских. А во время авианалётов противника, в них принимали участие сто и более истребителей врага.
Весной 1938 года для добровольцев из Советского Союза настала самая трудная пора. При 4,5-месячной обороне города Ухань наконец-то был развенчан миф о непобедимости оккупантов. 29 апреля состоялся важнейший бой, наметивший в ходе воздушных битв коренной перелом. В день рождения своего императора японцы направили в Ухань 40 бомбардировщиков. Их прикрывала не меньшая группа истребителей, однако обратно вернулась лишь половина боевых машин.
Потери обороняющихся составили всего 6 самолётов. С этого дня после рёва сигнала воздушной тревоги китайцы перестали прятаться под землёй. Вместо этого они с восторгом наблюдали в небе мастерство советских Орлов. Однако день 29 апреля чуть было не стал последним для капитана Николая Матвеева, получившего китайский позывной Матэ.
"В том бою мой дедушка в составе группы уже сбил несколько самолётов, затем увязался за одним из них и сбил его. Но противник отстреливался, и самолёт деда загорелся. При аварийной посадке в рисовом поле дед потерял сознание и очнулся уже в лачуге китайских крестьян, которые его спасли и выходили".
Андрей Матвеев. Внук пилота-добровольца.
За участие в секретной миссии 14 советских лётчиков заслужили звание Героя. В их числе был и командир капитана Матвеева – Евгений Николаенко. 12 августа 1938 года он поднял ввысь 40 советских боевых машин, а против них выступили около 120 японских пилотов. В результате асы из СССР одержали сложную победу, потеряв при этом только 5 самолётов.
Сам же Николай Матвеев за 8 месяцев провёл в Поднебесной 13 боёв, ликвидировал 5 самолётов противника и обучил около ста китайских пилотов. Быстрой победы в войне, на которую рассчитывала Япония в 1937 году, достичь не удалось. В 1939 году захватчики решили взять матч-реванш у реки Халхин-Гол. Но это уже тема для другой статьи.
Делитесь своим мнением в комментариях. Поддержать труд автора и развитие канала Вы сможете, нажав на кнопку чуть ниже. Спасибо за внимание и всего доброго.