Найти тему
Новости Обо Всём

Агендерность — новый писк моды! Рассказываем, почему мужчины и женщины все чаще одеваются в одних отделах магазинов

Оглавление

Раньше девочки носили платья, а мальчики — брюки, и все было понятно. Теперь мода стремится к гендерной нейтральности. Это широкие джинсы без талии, рубахи и свитшоты, которые не подчеркивают фигуру, — все это могут носить как мужчины, так и женщины. В магазинах даже появились специальные отделы «Для всех» — например, в Zara, H&M и ASOS, а в нашу речь вошел новый термин — «агендерная мода». Давайте разберемся, когда и почему мы отказались от деления гардероба на мужской и женский? В этом нам поможет стилист и блогер Дзена Анна Якимова.

Да у нас еще в прошлом веке появился унисекс!

В 1990-е годы господствовал стиль унисекс: женщины и мужчины носили джинсы, широкие футболки и косухи и это считалось крутым. Сейчас мы стоим на пороге нового тренда — агендерной моды. Она похожа на унисекс, но все же во многом отличается.

В понятие «унисекс» мы вкладывали то, что такая одежда подходит и мужчинам, и женщинам. На практике это выглядело так, будто женщины просто заимствовали большую часть мужского гардероба. Агендерная мода стремится к полному нейтралитету и вообще отказывается от деления гардероба на «мужской» и «женский».

Анна Якимова: «Как правило, это безразмерная одежда свободного кроя с подвижным плечевым поясом, нечеткой талией и в сдержанных тонах. Глядя на нее, сложно определить, мужская она или женская, но это и не нужно».

-2

Популярный бренд женской одежды Monki. Однако мужчины одеваются здесь наравне с женщинами

Не успели мы смириться с унисексом, как появилась агендерная мода — и это был вполне закономерный процесс.

Люди привыкли разделять мир на черное и белое и совсем забыли, что в Средневековье мужчины тоже носили платья и чулки, а женщины в военные годы переодевались в мужские костюмы.

Анна Якимова: «Подвязки, панталоны и парики у мужчин в XVII веке были нормой и не вызывали недоумения со стороны окружающих. Вспомните шотландскую армию с килтами — мужскими юбками по колено, которые были частью военной формы».

-3

Женщины в военное время носили грубые ботинки и брюки с карманами, потому что был дефицит тканей. К тому же в полевых условиях удобнее передвигаться, когда не мешает подол платья». Источник: commons.wikimedia.org.

Мода циклична, и со временем всевозможные предметы гардероба перемешались между собой — мужчины носили «женское» и наоборот. Но впервые нам предлагают полностью отказаться от разделения гардероба на мужской и женский. Почему это произошло именно сейчас?

Агендерность — это попытка уйти от навязанных ярлыков и обратить внимание на самого человека

Причина 1. Понятие нормы давно размылось, и никто никому ничего не должен. Общество устало от рамок: сегодня мужчины уходят в декрет, а женщины управляют государствами и корпорациями. Мир все больше обретает гуманистические взгляды, когда во главу угла ставится человеческая индивидуальность, а не раса, сексуальная ориентация или гендер. И агендерная мода строится именно на принятии гендерного многообразия.

Анна Якимова: «Понятия нормы давно не существует. Молодежь обожает короткие джинсы, из-под которых торчат цветные носки, — ещё пять лет назад это казалось чем-то пошлым. В моде ортопедическая обувь, типа Crocs, — могли ли мы представить, что будем разгуливать по торговым центрам в резиновых тапках? Мы сейчас намного свободнее стали в том, что носить, куда ходить и с кем дружить».

Причина 2. Появился банальный запрос общества на удобство. Для многих шопинг — очень энергозатратное мероприятие. Не хочется тратить время в магазинах и выбирать подходящее случаю платье или костюм. Поэтому многие бренды стремятся создавать нейтральные вещи, чтобы их могли купить оба партнера в одном отделе. Во время пандемии появился запрос на онлайн-покупки: люди поняли, что можно вообще не тратить время на шопинг и заказывать одежду онлайн сразу на всю семью.

-4
-5

Отдел агендерной одежды уральского бренда USHATAVA

Нино Шаматава, сооснователь и креативный директор USHATAVA: «Есть ощущение, что четкое разделение на мужское и женское — это пережиток прошлого. Жители больших городов в этом плане чувствуют себя свободнее, но регионам ещё нужно время, чтобы раскрыться и принять агендерность. Нам, как бренду одежды, хотелось бы, чтобы люди сами выбирали образ, в котором они чувствуют себя на все сто. Например, в отделе UNISEX мы собрали такую одежду, которая подойдет и мужчинам, и женщинам, — чаще всего здесь бывают пары. При желании каждую модель USHATAVA можно стилизовать под любой пол».

Причина 3. Существует много людей, которые не вписываются в общепринятые рамки. В первую очередь агендерная мода — для молодых. Поколению Z, рожденному в период с 1995 по 2005 год, вообще нет нужды самоутверждаться через одежду. Они выступают за естественность, удобство и простоту. Многие отказываются определять себя в категориях пола и предлагают сконцентрироваться на более важных вещах — например, на человеческих качествах. Это феминистки, представители ЛГБТКИА+ и люди, стремящиеся к свободе самовыражения.

-6

Бренды лояльно относятся ко всем тенденциям и всячески их поддерживают, потому что иначе понесут убытки. Например, у Balenciaga в этом сезоне была целая коллекция под эгидой Gay.

Причина 4. Знаменитости все это подогревают. Билли Айлиш, Тильда Суинтон, Джаред Лето — им все равно, что о них подумают, они чувствуют себя в агендерной одежде вполне комфортно. Таким образом селебрити тоже задают вектор моды, а мы смотрим на них, вдохновляемся и хотим быть похожими.

-7
-8
-9

Причина 5. Модельеры всегда подхватывают эти веяния и создают такую одежду, которая соответствует запросу общества и времени. Так было всегда: Коко Шанель легализовала брюки для женщин, а Ив Сен-Лоран — смокинг, Жан-Поль Готье заявил, что мужественность никак не связана с тем, как выглядит мужчина, и снова предложил килты. Тем временем все больше брендов и масс-маркетов выпускает на рынок одежду без гендера. И это как раз ответ на текущий запрос общества.

В глобальном смысле агендерная мода — это попытка общества освободиться от стереотипов и наконец вздохнуть свободно. Несмотря на то, что агендерную моду еще не все понимают, за ней большое будущее, потому что люди все меньше хотят ассоциировать себя с каким-то навязанным набором гендерных стереотипов. Они хотят чувствовать себя комфортно и уверенно в той одежде, которую выбирают.

А как вы думаете, мы уже готовы к тому, чтобы мужчины и женщины носили одежду из одного отдела в магазине?