Как только мне в голову пришла эта тема, я подумала: «Не люблю Пушкина. И как я тогда могу любить его персонажей?» Не желая быть столь неприлично категоричной, я перечитала сказку и поняла: у меня действительно нет в ней любимого персонажа или хотя бы персонажа, который бы мне хоть как-то импонировал. Разберем по порядку.
Старуха. Здесь всё ясно без лишних слов. Женщина, являющая собой пример тирании и практически любой власти – сначала с помощью простого мужика она удовлетворяла свои прихоти и спокойно поднималась по социальной лестнице, а оказавшись на вершине, забыла про своего мужа. Вспоминает Старуха о Старике лишь из-за нового желания – стать владычицей морскою и подчинить себе Золотую Рыбку.
Старик. С одной стороны, образ Старика являет собой образ простого угнетенного человека и имеет положительную коннотацию. Но как можно рассматривать в качестве любимого персонажа мужчину (пусть и не молодого), который, изначально сознавая неправильность и неприемлемость своих действий, всё равно вновь и вновь идёт к морю и просит Золотую Рыбку исполнить прихоти своей жены? По какой причине он это делает? Сначала из любви, а затем из страха; а может, он с самого начала боится гнева своей Старухи. Тем не менее, если он и трус, то точно не глупец, чтобы не различать грубое и неуважительное отношение супруги к себе, проявляющееся в обращении: «Дурачина ты, простофиля». Да и то, что, став царицей, Старуха оставила Старика простым мужиком, говорит о многом.
Золотая Рыбка. Роль учителя этот персонаж играет отлично: Рыбка умело проучила и Старуху, и Старика заодно, оставив их обоих у разбитого корыта. Тем не менее, будь Золотая Рыбка мудрой (по моему мнению), она дала бы Старику действительно стоящий совет и помогла бы ему избавиться от этих абьюзивных отношений. Но ее действия больше смахивают на издевку или на безразличное исполнение данного Старику слова.
Предсказывая возможные возражения на тему того, что во времена Пушкина и написания этого произведения не было понятий "абьюз", "социальная лестница" и прочее, а речь в сказке явно идет о крестьянском люде, который искони привык подчиняться, я заявлю, что любое художественное произведение разбирается в трех аспектах:
1) произведение в контексте жизни и судьбы автора;
2) произведение в контексте тех реалий, во времена которых это произведение было создано;
3) и наконец, произведение в контексте современности.
Таким образом, разобрав "Сказку о Рыбаке и Рыбке" с точки зрения ее актуальности в XXI веке, осмелюсь предположить, что единственное положительное влияние, какое сие творение может оказать на подрастающее поколение - это формирование грамотной, красивой и поэтичной речи.