Найти тему
Natalie Raik

Разбор персонажей "Сказки о Рыбаке и Рыбке"

Как только мне в голову пришла эта тема, я подумала: «Не люблю Пушкина. И как я тогда могу любить его персонажей?» Не желая быть столь неприлично категоричной, я перечитала сказку и поняла: у меня действительно нет в ней любимого персонажа или хотя бы персонажа, который бы мне хоть как-то импонировал. Разберем по порядку.

Старуха. Здесь всё ясно без лишних слов. Женщина, являющая собой пример тирании и практически любой власти – сначала с помощью простого мужика она удовлетворяла свои прихоти и спокойно поднималась по социальной лестнице, а оказавшись на вершине, забыла про своего мужа. Вспоминает Старуха о Старике лишь из-за нового желания – стать владычицей морскою и подчинить себе Золотую Рыбку.

-2

Старик. С одной стороны, образ Старика являет собой образ простого угнетенного человека и имеет положительную коннотацию. Но как можно рассматривать в качестве любимого персонажа мужчину (пусть и не молодого), который, изначально сознавая неправильность и неприемлемость своих действий, всё равно вновь и вновь идёт к морю и просит Золотую Рыбку исполнить прихоти своей жены? По какой причине он это делает? Сначала из любви, а затем из страха; а может, он с самого начала боится гнева своей Старухи. Тем не менее, если он и трус, то точно не глупец, чтобы не различать грубое и неуважительное отношение супруги к себе, проявляющееся в обращении: «Дурачина ты, простофиля». Да и то, что, став царицей, Старуха оставила Старика простым мужиком, говорит о многом.

-3

Золотая Рыбка. Роль учителя этот персонаж играет отлично: Рыбка умело проучила и Старуху, и Старика заодно, оставив их обоих у разбитого корыта. Тем не менее, будь Золотая Рыбка мудрой (по моему мнению), она дала бы Старику действительно стоящий совет и помогла бы ему избавиться от этих абьюзивных отношений. Но ее действия больше смахивают на издевку или на безразличное исполнение данного Старику слова.

-4

Предсказывая возможные возражения на тему того, что во времена Пушкина и написания этого произведения не было понятий "абьюз", "социальная лестница" и прочее, а речь в сказке явно идет о крестьянском люде, который искони привык подчиняться, я заявлю, что любое художественное произведение разбирается в трех аспектах:
1) произведение в контексте жизни и судьбы автора;
2) произведение в контексте тех реалий, во времена которых это произведение было создано;
3) и наконец, произведение в контексте современности.

Таким образом, разобрав "Сказку о Рыбаке и Рыбке" с точки зрения ее актуальности в XXI веке, осмелюсь предположить, что единственное положительное влияние, какое сие творение может оказать на подрастающее поколение - это формирование грамотной, красивой и поэтичной речи.