Найти тему

Как создать гения на ужасных событиях его Родины?

Представьте ситуацию: нашу страну разделили между собой мировые державы, держат в ежовых рукавицах, дабы восстания не случилось. А вы в этот момент находитесь очень далеко, скажем, во Франции, даёте концерты или поэтические вечера, проводите лекции, рисуете, и, узнав о ситуации Дома, очень хотите, но буквально ничего не способны с этим сделать. Что осталось бы у вас, чем бы вы себя заняли?

Уверен, ещё больше творили бы либо рвались бы в какое-нибудь ополчение, сражающееся за независимость. Но второе не все могут успеть сделать. Интернета в то время не было, и узнать hot news о ситуации в регионе оперативно не представлялось возможным. Пока вы собираетесь, ни ополчения, ни страны уже могло не существовать и вовсе.

Так случилось и с героем моего сегодняшнего поста — композитором Фредериком Шопеном. Очень немалая часть его творчества позволяет прочувствовать горечь и тоску по Польше (Герцогству Варшавскому), которую по решению Венского конгресса (после наполеоновских войн) превратили (по большей части) в Царство Польское в составе Российской империи. Польское восстание 1830/31 гг. только усугубило сложности для Родины Шопена, что выражалось в его творчестве ещё на протяжении почти 20 лет. Так какой же он — гений, выращенный страданиями Родины?

Фредерик Шопен.

Портрет Фредерика Шопена руки Эжена Делакруа, 1838 г.
Портрет Фредерика Шопена руки Эжена Делакруа, 1838 г.

Предыстория понятна. Но музыка Шопена, мне кажется, будто воюет между собой.

Про его музыку практически нельзя сказать, что она милая, нежная, ласковая. Одна часть его произведений максимально торжественна (либо величественно, либо трагично) — для этого он и писал все эти танцы: вальсы, полонезы, мазурки. Они навевают мысли о пафосных балах — возможно, польских, — где проходили яркие торжества в чью-либо честь. Другая часть — тоска и горечь. Взять те же баллады или концерты — сколько в них трагизма! Даже в мажорных частях можно услышать грусть, причём, она бывает горько-светлая, но чаще раздаётся отзвуком утраты.

Романтизм утраты и скорби Шопена проявляется и в относительно коротких музыкальных «зарисовках» — этюдах. Тонкость его чувств сложно передать словами а для пианиста ещё сложнее сыграть это все и передать. Практически каждый знает, например, «Революционный» этюд. А о какой революции он? О французской? Конечно, нет. Он думает о свободной Польше, о свободной Родине. Но всё, что он чувствует, Шопен передаёт здесь — в этой «зарисовке».

По итогу, Шопен стал народным достоянием Польши и поводом гордиться такой личностью и его наследием перед всем миром. Конкурс пианистов его имени поводится в Варшаве уже много лет, и он — один из конкурсов-«трамплинов» в светлое будущее исполнительской карьеры любого молодого пианиста.

Один человек. Сотни сочинений. Великое наследие фортепианной школы мира. То, что осталось в веках — и создало нас теми, кто мы есть. Великий человек, до сих пор влияющий на судьбы множества музыкантов. Тоска по стране, которой не стало.
Как бы радовался Фредерик, живи он сейчас и смотри он на свободную, независимую Польшу! Дай бог, Он об этом знает!