Найти тему
Учитель гармонии

"Группы развития" в общем образовании - реальная необходимость, эффект плацебо или суровый бизнес?

Оглавление

Периодически я освещаю здесь тему подготовки 5-6-леток к поступлению в музыкальные школы. Моё мнение по этому вопросу остаётся неизменным: полезно, разумно, шансы на дальнейший успех многократно увеличивает. Дорого, но подъёмно. Нужно, если организационно доступно.

Сегодня же настроена порассуждать касательно "подготовишки" общеобразовательного плана. Поделюсь, какой её нынче вижу я - профессиональный музыкант, преподаватель консерваторского училища, мама дочери и троих сыновей. Расскажу о нашем опыте.

Сегодняшние 5-классница и 3-классник на официальные подготовительные курсы при школах - да, ходили. Я лично добивалась их устройства в соответствующие группы, что было само по себе достаточно хитрым квестом. Мне каждый раз предстояло совместить это предприятие - по времени и содержанию - с нашим ценным и бесконечно любимым детским садом, с музыкальной школой и хореографией, а главное - с моим преподавательским графиком. Огромную роль сыграла выстраданная неколебимая логистика: сад, школы, работа, ДМШ - всё в шаговой доступности одно от другого, расстояние же до дома совершенно безразлично.

В результате, дети прошли подготовительную программу сполна, почерпнули некоторую информацию, поддержали свой функционал, получили новую порцию общения. Личные обстоятельства складывались так, что в первый класс, по разным причинам, оба старших ребёнка отправились в иных образовательных пространствах. "Бонусной" социализации, с прицелом на классное сообщество, не случилось - да и зачем она режимным детсадовцам "со стажем"?

Дети к шести годам давно и бегло читали - следовательно, околобукварная деятельность особой роли не сыграла. Логические задачки и разнообразный интерактив неизменно радовали, а вот развитие мелкой моторики в детском саду было поставлено откровенно более системно, многопланово и комфортно для восприятия. У нас логопедическая группа с большими традициями!

С финансовой стороны, для нашей семьи подготовка оказалась ощутимой статьёй расходов. Помимо денежных растрат, были и иные - нервного характера. "Рваное" расписание моих занятий в училище составлялось с учётом "выдёргивания" детей из сада в школы. Супруг в эти часы отвечал за младших сыновей - на тот момент весьма и весьма нежного возраста. Ему было непросто: в целом, работали мы - после моих коротких отпусков по уходу - поочерёдно.

Дочь и сын, включённые в подготовку к школе, регулярно недополучали в детском саду дневного сна и - частенько - питания. Эти сложности не замедлили сказаться на их физическом состоянии. Внимание рассеивалось, агрессия копилась, дети держались на перекусах. В сочетании с внебюджетной "нулёвкой" ДМШ, нагрузка вырисовывалась запредельная - "в пересчёте" на шестилеток. Сына спасал лишь стремительный дебют в сфере народного танца, где удавалось выплёскивать негатив.

Снижая педнагрузку из-за необходимости детских маршрутов, я существенно теряла в заработке. В те годы мой учительский труд приближался к гордому статусу "сизифова", общесемейная рабочая ситуация повисла на грани убыточности. О частных уроках не было и речи, хотя деньги буквально улетали в трубу. Величественная подготовка "на всех фронтах" полностью съедала одну из наших с мужем зарплат. Потребность в режиме жёсткой экономии - нарастала, факт.

Педагоги детского сада сожалели о пропусках моих детей, я же воспринимала это как своё личное идейное поражение. Действительно, дочь и сын, из недели в неделю, не попадали на очень полезные и содержательные занятия - кстати, совершенно бесплатные, легко доступные, проводимые в спокойной и здоровой обстановке.

Постепенно я пришла к пониманию, что перестаралась, всерьёз перемудрила, детей перегрузила, перенапрягла - и уж точно не осчастливила. Приходя ближе к ночи из ДМШ, ребята буквально ложились пластом, бедные мои шестилеточки. Материнские сомнения едва не довели меня до тяжкой депрессии - но нет, нельзя было хандрить и болеть душевно.

В своих первых классах (признанно хорошие, "рейтинговые" школы в центре Москвы) дети быстро обозначились среди лидеров по учёбе, сохранив позиции и дальше. Рядом были, в некотором количестве, и нечитающие, и несчитающие, и нерассуждающие, и не знающие своих района-улицы-дома-этажа, и "легко живущие", ориентированные на досуг и удовольствия. Без конкретных результатов, без комплексов - но, чаще всего, с "проплаченной"-таки подготовкой. Все давно выровнялись, что и говорить...

Стоило ли мне, неспокойной преподающей маме, ломать свою реальность "через колено", преследуя невнятные и сомнительные цели?

Подготовительные курсы как условие зачисления в конкретную школу - ДА. Оправданно. Но это требование - редкость.

А если при зачислении нет даже намёка на конкурсный отбор? Целый учебный год организационного напряжения семьи - зачем???

-2

Моему среднему сыну скоро 6 лет. В школу он в сентябре 2022, конечно, пойдёт - вслед за братцем, в двух минутах ходьбы от моего училища. А на общеобразовательную подготовку - всё-таки НЕТ. Я "наелась" бессмысленностью сиих действий. Активный учебный процесс в детском саду - плюс четыре вечера в неделю в музыкальной школе... И ЗАНИМАТЬСЯ, друзья, не забывайте, ещё раз не забывайте, ДМШ - это не кружок, не тусовка, не локальная развлекалочка!

А мама хочет, кроме всего прочего, полноценно и масштабно работать по специальности.

Что интересно - имеет право.

В наличии также мозги, физическая сила, инициатива и ясные планы на будущее.

Уважаемые "коллеги"-родители, что для вас "подготовишка" в общем образовании? Верите ли в её благотворное влияние? Готовы ли подчинить ей семейный график?

Или вы фаталисты?

Я - нет.

Однако же, говорит опыт...