Найти в Дзене
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Катрин Брейя. Часть 1.

Продолжаем цикл о фильмографиях режиссеров авторского и арт-хаусного кино последнего тридцатилетия простым и доступным языком. Это позволит выбрать фильма в нужный момент и не обмануться в ожиданиях. Катрин Брейя очень давно начала творческую карьеру, но по-прежнему в строю и является полноправным участником кинопроцесса текущего столетия. В середине 70-х пыл реформаторства французов поугас, но молодой режиссер не согласилась с такой постановкой вопроса и попыталась еще изобрести что-то необычное. "Настоящая девчонка" (1976) описывает детально и натуралистично созревание девчонки и ее превращение в женщину. Особенность картины, пролежавшей на полке без разрешения на прокат во Франции больше 20 лет, заключается в том, что она поставлена в манере порнофильмов класса Б (или С или еще ниже). При том, что является вполне серьезным исследованием девичьей сексуальности и перверсивности (то есть отклонений в удовлетворении сексуального желания в соответствии с современными нормами общества)

Продолжаем цикл о фильмографиях режиссеров авторского и арт-хаусного кино последнего тридцатилетия простым и доступным языком. Это позволит выбрать фильма в нужный момент и не обмануться в ожиданиях.

Катрин Брейя очень давно начала творческую карьеру, но по-прежнему в строю и является полноправным участником кинопроцесса текущего столетия. В середине 70-х пыл реформаторства французов поугас, но молодой режиссер не согласилась с такой постановкой вопроса и попыталась еще изобрести что-то необычное.

 Настоящая девчонка(1976)
Une vraie jeune fille
Настоящая девчонка(1976) Une vraie jeune fille

"Настоящая девчонка" (1976) описывает детально и натуралистично созревание девчонки и ее превращение в женщину. Особенность картины, пролежавшей на полке без разрешения на прокат во Франции больше 20 лет, заключается в том, что она поставлена в манере порнофильмов класса Б (или С или еще ниже). При том, что является вполне серьезным исследованием девичьей сексуальности и перверсивности (то есть отклонений в удовлетворении сексуального желания в соответствии с современными нормами общества). Это соединение серьезности и низкого жанра оказалось прокатчикам не по зубам, но в истории кино получило свое признание, как интересное формальное решение вполне себе в духе арт-хауса.

 36-й для девочек(1988)
36 fillette
36-й для девочек(1988) 36 fillette

Ту же тему перехода из детей во взрослые Брейя взяла в следующем фильме - "36-й для девочек" (1988), но воплотила по-новому. Она убрала условности низкого жанра и сняла натуралистичное кино. Девочка 14-ти лет тянется к мужчинам и встречается с состоятельным бой-френдом среднего возраста. В общем, получается, что оба вполне себе дети, находясь в трудных отношениях взаимного желания и взаимонепонимания. Но и режиссер играет функцию непосредственного ребенка со своими натуралистичными сьемками. Французские режиссеры это такие любознательные собаки, которые изучают все углы чувственной вселенной.

 Грязная, как ангел(1991)
Sale comme un ange
Грязная, как ангел(1991) Sale comme un ange

Фильм "Грязная, как ангел" (1991) с участием Клода Брассёра разнообразил тематику Катрин Брейя. Главный герой - инспектор полиции, мы погружаемся в любимую французами жизнь полицейских участков с их грязью, грубостью. Ее интересует предательство в жизни личной и жизни профессиональной. Ее интересует совместимость женского и мужского миров. И ее выводы неутешительны. Брейя жестко разделывается с миром мужчин, а женщин принимает такими, каковы они есть. Но в целом это работа о потоке жизни, без особого морализаторства, зрелая драма зрелого режиссера.

 Идеальная любовь!(1996)
Parfait amour!
Идеальная любовь!(1996) Parfait amour!

Столкновению мужского и женского миров посвящен и фильм "Идеальная любовь!"(1996), причем столкновению катастрофическому, что становится очевидно уже с самых первых кадров. Она значительно старше его. и он, молодой человек, еще в стадии самоутверждения, с чем не следовало шутить. Значительная часть экранного времени у Брейя - это тела любящих, их диалоги, рассказы о себе. В ее картинах почти нет социального, политического, культурного контекста времени. Сами люди с их обычными и трогательными эгоизмами - это и есть текст времени, ей больше ничего не интересно.

 Романс Х(1999)
Romance
Романс Х(1999) Romance

С картиной "Романс Х." (1999) к Брейя приходит известность у зрителей и киносообщества. В этом порнографическом фильме она впервые сводит в любовную пару молодых ровесников, но, как всегда, присутствует странность: он отказывает ей в близости, она страдает и ищет приключений на стороне. Женский монолог сопровождает повествование, герои много говорят и рассуждают о себе и о любви. Ничего нового для режиссера, но именно эта картина стала для нее прорывом. Возможно, французы узрели в этой намеренно инфантильной манере себя самих современных. Новизной также стала порнографическая откровенность. В общем, манера Брейя проложила дорогу к успеху и уважению коллег, и она, исповедуя те же принципы, что и раньше, заняла свое место в среде новой новой волны французского кино, отличающейся равнодушием к политике и социальной жизни (во всяком случае, поначалу).

Моей сестре!(2001) À ma soeur!
Моей сестре!(2001) À ma soeur!

В фильме "Моей сестре" (2001) Брейя вольно или невольно совершила плевок в современные европейские либеральные стандарты красоты. Сейчас принято всё и всех уравнивать, давая одинаковые статусы высоким и низким стандартам. А здесь две сестры, два цветка, но один вырос нормальным и красивым, а второй, так скажем, с гормональными нарушениями. Некрасоту заставляют становиться свидетелем естественной жизни и радости красоты. Между тем, ткань картины Брейя прежняя, откровенность телесных сцен, бесконечные ласки влюбленных, рассуждения молодых людей о себе и о любви. Ее фильмография вплоть до этого фильма - это один долгий сериал, где меняется только возраст персонажей.

Катрин Брейя - это независимый режиссер в самом точном определении этого понятия. Приятного просмотра.