Найти в Дзене
Лампа Электрика

ПТФ на автомобилях, их виды, принципы работы и целесообразность монтажа

Оглавление

На сегодняшнее время автомобильное освещение включает в себя множество элементов: передние головные фары с дальним и ближним светом, поворотники, габариты, задние стоп-сигналы и противотуманные фары (ПТФ или противотуманки). В этой статье будет разбираться что такое ПТФ, их виды, какими они должны быть, принцип работы этих фар и целесообразность их установки.

Противотуманные фары — это устройства, которые должны излучать белый или насыщенный желтый цвет, одинаковый для обеих фар. Дают плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Могут быть расположены как на бампере, так и в головной оптике.

ПТФ встроенные в головные фары
ПТФ встроенные в головные фары

Впервые они появились на автомобилях в 30-х годах прошлого века. Именно в это время их цвет стал желтым, согласно указу "О селективном желтом свете", опубликованном 5 ноября 1936 года. Как сказано ранее ПТФ делятся по цвету (белый, насыщенный желтый, синий, светло-голубой и красный) и расположению на кузове (спереди ПТФ и сзади ЗПТФ).

Пример автомобиля с желтыми противотуманками
Пример автомобиля с желтыми противотуманками

Cadillac V16 Convertible Stdan 1930 года имел две дополнительные желтые фары выше основного света и один оранжевый поворотный прожектор по центру

Задние противотуманные фонари

В начале рассмотрим задние противотуманные фонари (ЗПТФ). Не все автомобили оборудованы ЗПТФ с  завода. Согласно ГОСТ Р 51709-2001 наличие задних противотуманных фонарей является обязательным (таблица 6а). По этому многие автолюбители, имеющие авто без них, вынуждены устанавливать их самостоятельно — в противном случае возникают проблемы с прохождением техосмотра. Связано это стем, что авто без ЗПТФ не соответствует ГОСТ, хотя по факту это относится к производителям, а не потребителям.

Цвет фонаря должен быть красным и иметь большую яркость чем стоп-сигнальные, а также может быть установлен один или два фонаря. Если один, то только с водительской стороны (может быть справа или слева, в зависимости от расположения руля). Если два, то размещаются они на высоте не ниже 25 см от дороги и не выше 1 м. Ширина между ними никак не регламентируется кроме одного пункта — расстояние между ними и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм. Согласно правилам ЗПТФ должны включаться совместно с головным освещением или передними противотуманками и гореть только в постоянном режиме. Запрещено включение и работа совместно со стоп-сигналами, зажигающимися при торможении, это может привести к ослеплению водителя, едущего сзади и спровоцировать ДТП. Еще могут самостоятельно устанавливаться в бампер как передние или на специальных креплениях. Главное соблюсти вышеприведенные особенности, а при установке навесного варианта крайне важно выставить правильный угол наклона — фара не должна слепить водителей, находящихся сзади. В большинстве случаев используется герметичный корпус, маркированный буквой "Н" и  предназначенный для галогенной лампы или лампы накаливания. Другой тип ламп, в частности ксенон, устанавливать запрещено.

Пример ЗПТФ
Пример ЗПТФ

Передние противотуманные фары

Специфика противотуманных фар заключается в том, что излучаемый луч узкий и плоский, поэтому разрезает туман и хорошо освещает дорогу. Как и ЗПТФ, они могут встраиваться в бампер, желательно в нижнюю часть поближе к дорожному покрытию. Могут быть навесными или встроенными в головную фару.

Навесные фары
Навесные фары
пример встроенных фар желтого цвета
пример встроенных фар желтого цвета
Из общего опыта автомобилистов лучше всего на практике себя показали фары белого и желтого цветов. Маркируются буквой "В" или обозначения Н1, Н2, Н3 и Н7, означая галогенный вид ламп. Могут иметь прямоугольную и круглую форму, или линзу. Согласно ГОСТу должны устанавливаться в количестве двух штук на расстоянии не более 40 см от боковых габаритов и на высоте над дорожным покрытием не ниже 25 см и не выше 80 см. Также есть несколько факторов, влияющих на дальнейшую работу:
  1. Прочный корпус убережет вас от лишних трат. Также важно чтобы пропускающая свет часть фары была сделана не из пластика, а из толстого стекла. Из-за того, что фары расположены довольно низко, у вас есть большой шанс её повредить.
  2. Разборный корпус. Если повреждение все таки случилось, гораздо проще заменить часть фары (например стекло), чем менять её всю. Это будет полезно и в случае перегорания лампочки. Ведь дешевле поменять саму лампочку, а не всю противотуманку.
  3. Возможность регулировки угла наклона луча. При неправильном угле наклона вы слепите проезжающие на встречные автомобили и получаете плохую видимость дорожного покрытия.
  4. Наличие обтекаемого корпуса, который не создаст аэродинамическое сопротивление и посторонний шум при движении автомобиля.
  5. Номинальная мощность ламп не должна превышать 60 ватт, иначе это может привести к нагрузке на сеть и перегреву проводов или корпуса.

Миф о желтом цвете фар

Как было сказано ранее желтый светофильтр был принят как основной цвет по указу от 5 ноября 1936 года, а также благодаря суждениям из правила британского физика и механика Джона Уильяма Стретта, третьего барона Рэлея. Он открыл явление, называемое "рассеянием Рэлея" и предсказал существование поверхностных волн, которые называются "волнами  Рэлея". Правило, которе он вывел, звучит так: рассеяние (чем угодно) всегда больше в коротковолновом диапазоне видимого спектра, чем при длинной волне. Из этого следует, чтобы получить наибольшее проникновение света через туман, нужно использовать самую длинную длину волны.

Ещё одной причиной появления желтых ПТФ является сама лампа. Раньше использовали только лампы накаливания, которые тоже дают свечение с желтым оттенком. Но наука не стояла на месте и с изобретением новых и более чувствительных приборов было доказано, что желтый цвет никак не улучшает видимость в тумане. Капли тумана хоть и гораздо меньше капель облаков, но все еще огромны по сравнению с длинами волн видимого света, а это значит что рассеяние света туманом практически не зависит от длины волны.

Также желтый цвет стекла является светофильтром, поглощая при прохождении через него часть света, оказывает плохое воздействие на глаза, проглатывается темными поверхностями и является менее контрастным. После проведения большого числа экспериментов врачи выяснили что глаза хуже видят при желтом спектре, определяют скорость движения и дистанцию до объектов, помимо этого желтый цвет является тёплым и расслабляет глаза, что недопустимо при ночных поездках. Единственное объяснение такого долгого применения ПТФ желтого цвета — это сигнализация другим водителям о плохой видимости и соблюдение осторожности при движении.

Вывод

Противотуманные фары и их конструкцию нужно подбирать, исходя из класса вашего автомобиля (легковая, внедорожник, грузовик). Более качественные изделия прослужат дольше и дают меньшую возможность возникновения внештатных ситуаций на при движении (перегорание ламп в ночное время, попадание влаги и запотевание стекла). Но не нужно забывать о профилактике, чистке и тщательном осмотре. Что же касается цвета, то как показывают последние научные выводы, ни один из цветов не дает преимуществ в видимости на дороге и является лишь предпочтением самого покупателя.