Адаптивные фары достаточно давно устанавливаются на новые автомобили премиум классса, начиная с БМВ 5 серии и одноклассников в лице Мерседеса Е и Ауди А6, и заканчивая автомобилями выше классом.
В народе адаптивные фары называют «умными», от обычных световых элементов они отличаются одной интересной особенностью – свет при повороте рулевого колеса тоже поворачивается в сторону поворота, что серьёзно увеличивает параметры безопасности при езде в тёмное время суток.
Устройство и принципы работы адаптивных фар
Адаптивные фары – это целая система, в которую включены:
- фары;
- электромотор;
- компьютер;
- датчики, реагирующие на поворот руля;
- датчики, считывающие скорость автомобиля;
- датчики положения кузова автомобиля;
- датчики света.
В общем, система достаточно сложная и дорогая в производстве, поэтому адаптивные фары ставят только на дорогостоящие автомобили.
Электромотор связан с компьютером, которые даёт команды поворачивать свет в нужном направлении, при этом правая и левая фары поворачиваются не одинаково, а в зависимости от того, в какую сторону поворачивает автомобиль.
Лампы в фарах AFS всегда ставятся биксеноновые, то есть световые приборы светят очень ярко. Система настроена таким образом, что поворот фар всегда происходит плавно, при хаотичных движениях руля в поворотах система не реагирует, такого поведения удалось добиться за счёт синхронизации с курсовой устойчивостью.
Адаптивные фары поворачиваются не только вправо или влево, они ещё поднимаются и опускаются. Данная функция полезна при приближении встречных автомобилей – фары опускаются, чтобы свет не слепил водителя на встречной полосе, а потом поднимаются обратно. Реализация данной функции возложена на специальные датчики света.
Самая продвинутая система адаптивных фар называется AFL. От системы AFS она отличается наличием в фарах дополнительных фонарей, срабатывающих при резком повороте руля и работающих независимо от основных фонарей.
Благодаря работе адаптивных фар, водители не испытывают дискомфорта при передвижении в тёмное время суток. Бывает так, что даже в городе фонари ночью не работают, и что творится на обочинах с обычными фарами не видно. Именно это и служит причиной многих ДТП с участием пешеходов, которые неожиданно выбегают на проезжую часть. Водитель замечает их слишком поздно, и не успевает затормозить.
Что касается адаптивных фар, то они позволяют заметить пешеходов на обочинах вовремя. Независимые эксперты в разных странах мира, проведя анализ ночных ДТП, пришли к выводу, что автомобили с адаптивными фарами попадают в аварийные ситуации на 40-50% процентов реже, чем автомобили с обычными фарами любой системы.
Скорее всего, в будущее именно за адаптивными фарами, хотя бюджетные автомобили вряд ли их получат в ближайшие 10-15 лет.