Становится привычным, что когда речь идет о чём-то негативном в масштабах России, то Кемеровская область, как та самая деревня Гадюкино, оказывается в перечне лидеров. Вот и на этот раз Федеральная служба исполнения наказаний обнародовала данные о заключенных, которые инфицированы вирусом иммунодефицита. Наш регион – среди лидеров.
В четырех российских регионах по состоянию на конец 2020 года доля заключенных с ВИЧ составляла от 20 до 25% от общей численности населения мест лишения свободы. Для расчетов использовались статистические сведения федеральных и региональных госорганов, данные из регулярных докладов уполномоченных по правам человека в России и каждом отдельном регионе. Кроме этого использованы данные территориальных органов, которые фонд смог получить по запросу от Федеральной службы исполнения наказаний.
Всего в России по состоянию на конец 2020 года в местах лишения свободы содержались 52,5 тыс. человек, у которых был диагностирован ВИЧ, — на тот момент чуть более 10% от всего тюремного населения страны (509 тыс.). Но есть ряд регионов, где доля ВИЧ-инфицированных приближается к четверти, — это Кемеровская (25%), Самарская (23%) и Томская (20%) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ (21%). Еще в 19 регионах количество ВИЧ-инфицированных превышает среднестатистические 10%.
Специалисты допускают, что большой процент зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы связан с тем, что 100% людей, попадающих в учреждения пенитенциарной системы, обязательно проходят тестирование на ВИЧ.
Так, в числе регионов — лидеров по вновь выявленным случаям ВИЧ в 2020 году, по данным Роспотребнадзора, были Свердловская, Кемеровская области и Пермский край. Одновременно это регионы с очень большим тюремным населением; там также больше всего ВИЧ-инфицированных заключенных в абсолютном выражении (3,9 тыс., 3,2 тыс. и 2,8 тыс. соответственно). Известны случаи, когда люди заражаются ВИЧ, уже находясь в системе ФСИН, как правило, это связано с приемом инъекционных наркотиков.