Ella Fitzgerald, Элла Фитцджеральд.
Впервые Элла Фитцджеральд выступила перед широкой аудиторией в январе 1934 года на любительском конкурсе в театре "Аполло" в Гарлеме. Ей было тогда всего 14 лет. Юная певица приехала из Виргинии в Нью-Йорк и как только появилась на эстраде и исполнила первую песенку, всем стало ясно, что победительницей станет именно она. В качестве премии Элле Фитцджеральд был предложен краткосрочный ангажемент с оркестром под управлением Чика Уэбба. Так начался её путь к славе.
После смерти Чака Уэбба в 1939 году Элла Фитцджеральд возглавила его коллектив и в течение трёх лет была одной из немногих женщин, руководивших оркестром. И всё же пение оставалось главным в её жизни.
Элла Фитцджеральд появилась на джазовом небосклоне в эпоху расцвета свинга. Когда же на смену ему пришла эра би-бопа, она восприняла его основные выразительные средства и ввела в джазовую музыку новые формы импровизационного вокала. Её пение - это утончённая, технически выразительная форма современного джаза. Известный джазовый критик Иоахим-Эрнст Берендт писал:
- "Этот голос развивался удивительнейшим образом. Я не знаю никого - не только в джазовой музыке, но и вообще, кто мог бы на протяжении пятнадцати лет так удивительно измениться, как Элла Фитцджеральд. И измениться не так, что раньше она была лучше, а теперь стала хуже, или наоборот, но так, что из прежней Эллы Фитцджеральд появилась совсем новая Элла Фитцджеральд".
С приходом конца эры свинга и падения популярности биг-бэндов в джазовой музыке произошли большие перемены. Новый развивающийся стиль би-боп позволил Фицджеральд разнообразить её вокальное мастерство. Особенно это стало заметно после начала её совместной работы с Диззи Гиллеспи. Именно в этот период Элла стала использовать элементы скэта в процессе пения, позднее это стало одной из визитных карточек стиля Фицджеральд. Как она позднее сама говорила
- "Во время выступления с Гиллеспи я просто пыталась копировать звучание духовых инструментов оркестра".
Когда Элла покинула студию "Decca", Норман Гранц, будучи её менеджером, создал специально для неё лейбл "Verve Records". Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде как о ключевом моменте в её карьере:
- "Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка… Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили "The Cole Porter Songbook". Это был решающий момент моей жизни"
"Verve Records" была куплена компанией MGM в 1961 году, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях "Atlantic", "Capitol" и "Reprise". Данный период ознаменовал собой эксперименты в творчестве Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза.
Неожиданный успех концертного альбома 1972 года "Jazz at Santa Monica Civic '72" сподвиг Нормана Гранца основать "Pablo Records" - это первый его лейбл после продажи "Verve Records". Фицджеральд записала около 20-ти пластинок для этого лейбла.
В период записи пластинок в 1970-е годы Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и за рубежом. Некоторые из этих выступлений Эллы стали одними из самых успешных концертов певицы. И одними из самых популярных концертных записей являются:
- At the Opera House
- Ella in Rome
- Twelve Nights in Hollywood
- Ella in Berlin
В середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос певицы стал жёстче. Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в Сан-Франциско в 1993 году.
Удивительному голосу певицы было доступно всё - от безукоризненно точного исполнения негритянских баллад, ставших в её интерпретации подлинно народными, до невероятно сложных вокальных импровизаций, которые чем труднее, тем кажется, легче и радостнее даются певице.
У Эллы Фитцджеральд прекрасный тембр голос, абсолютный слух, великолепное владение техникой микрофонного пения, удивительное чувство ритма. Её волнующее меццо-сопрано может быть удивительно нежным, исполнение - гибким, ювелирно отшлифованным. Голос Эллы Фитцджеральд отличается одновременно теплотой и прозрачностью звука, а её вдохновенное исполнение неизменно пленяет слушателей юным энтузиазмом.