Я убежден, что России целесообразно начать разрабатывать собственную систему углеродных сборов. Но, по ощущениям, пока ни регуляторы, ни бизнес не готовы к этому.
Конечно, российские регуляторы и бизнес задумываются о том, как вписаться в безуглеродное будущее Европы, в том числе, о последствиях введения трансграничных углеродных сборов. Но реальных шагов пока недостаточно.
Мы во многом еще живем "до энергоперехода". Наши отраслевые стратегии, начиная с Энергостратегии 2035, программы на их основе, во многом носят инерционный характер.
Яркий пример - ДПМ штрих, который, подталкивает компании проводить капитальные ремонты вместо глубокой модернизации, позволяющей радикально снижать выбросы. Это фактически консервирует российскую электроэнергетику.
Возникает риск того, что углеродоемкость, недостаточная энергоэффективность нашей электроэнергетики станет обременением для всех производителей экспортной продукции, обрекая их на уплату налогов в бюджет ЕС из-за "недостаточно зелёной" электроэнергии. Фактически мы будем субсидировать безуглеродное будущее Европы.
На мой взгляд, уже необходимо не просто просчитывать риски от введения трансграничных углеродных сборов, а начинать разрабатывать национальную систему углеродного регулирования, приемлемую для бизнеса, для нашей экономики, и параллельно работать над её признанием на международном уровне.
Нужно вносить критерии энергоэффективности и уровня выбросов СО2 в программы модернизации оборудования большинства отраслей.
И, конечно же, нужно развивать новые сектора энергетики. Так, наши партнёры по "Северному Потоку-2" уже сейчас говорят, что хотели бы получать по нему водород. У нас есть все, чтобы органично вписаться в новый безуглеродный энергетический рынок, вопрос - в темпах. На мой взгляд, сегодня они недостаточны.