Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Подводный истребитель входит в строй

После более чем 10 лет опытной эксплуатации на Северном флоте, подлодка «Санкт-Петербург» (головная неатомная подлодка проекта 677 «Лада») вошла в состав ВМФ России.

wikipedia.org
wikipedia.org

В конце 1980-х годов началась разработка проекта 677, который должен был стать венцом эволюции советских дизель-электрических подводных лодок. На тот момент на вооружении советского ВМФ состояли «Палтусы» (проект 877), прозванные на Западе «Чёрными дырами» за бесшумность. Но, как известно, совершенству нет предела, и советские военные специалисты разрабатывали продвинутый вариант «Палтуса» - проект 636 «Варшавянка». Тогда же и появились первые намётки «Лады». Однако в 1990 году Военно-промышленная комиссия отказалась финансировать продолжение работ по проекту 677. Тем не менее, семью годами позднее «Лада» была заложена, в 2004 году спущена на воду, а в 2010 году первая подлодка — «Санкт-Петербург» — приступила к службе. И хотя в начале «нулевых» были заложены ещё две субмарины с расчётом на начало серийного производства, строительство подлодок не продвигалось — сказывалось скептическое отношение к проекту и недостаточное финансирование. А в 2012 году главком ВМФ РФ Высоцкий заявил:

«…В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же».

Однако позднее адмирал отметил, что «Лада» требует доработки. Так, в 2013 году возобновилось строительство субмарин Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки» с многочисленными изменениями. Согласно планам, подлодки будут переданы ВМФ в 2022 году. При этом строительство серии будет продолжено, а сами субмарины получат, кроме дизель-электрической, ещё и воздухонезависимую энергетическую установку.

wikipedia.org
wikipedia.org

Главная особенность «Лады» - полуторакорпусная схема корпуса, нетипичная для советской и российской школы кораблестроения и делающая субмарину более тихой по сравнению с двухкорпусной. Причём корпус, выполненный из стали АБ-2, ассиметричен, а его диаметр одинаков практически по всей длине. Конструкция рубки такая же, как у «Палтуса». Кормовое оперение крестообразное.

Вооружение подводных лодок проекта 677 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает автоматизированный комплекс «Мурена».
Также для стрельбы могут быть использованы крылатые ракеты «Оникс» или «Калибр». Кроме того, на борту могут находиться 22 мины модели ДМ-1.
Численность экипажа составляет 35 человек благодаря высокому уровню автоматизации систем.

ЦКБ МТ «Рубин» также выпускает экспортную версию проекта 677 - «Амур-1650», который и компактнее, и тише «Лады». Его водоизмещение снижено в 1,3 раза, а бесшумность обеспечивает низкооборотный малошумный гребной электродвигатель на постоянных магнитах, а также специально созданное оборудование с низким уровнем шума, которое устанавливается на корабле.

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"

#подлодка #субмарина #подводная лодка #вооружение #история #армия россии