А как Вы думаете, что в ближайшем бедующем ждет рынок Б/У автомобилей в России?
По долгу работы, мне приходиться часто общаться с владельцами Б/У автомобилей по всей России. С учетом того, что я почти сорокалетний, обычный житель России, проживший в сознательном возрасте дефолт 1998 года, обвал 2008 года, удивительную поддержку Российского рынка ценных бумаг в 2014 году. Я совершенно спокойно готовлюсь купить себе автомобиль где-то ближе к декабрю 2021 - январю 2022 года, когда цены обвалятся на самое возможное дно какое может быть в эти годы. Но день за днем, владелец за владельцем Б/У автомобилей я начал осознавать, что я почти единственный кто ждет падение стоимости Т/С к концу года. Хотя по сути я жду вполне обычной для меня ситуации на рынке Б/У автомобилей когда потеряв год - автомобили дешевеют. Многие люди с которыми я общаюсь в рамках работы считают, что автомобили будут дальше дорожать. Кстати когда говоришь: погодите, хотя бы объясните мне почему вы считаете, что цены будут расти. Наверное самый крупный довод который я слышал: “Ну они всегда же растут, вот и сейчас вырастут”. И тут то меня и осенило!
Для начала давайте разберемся в паре - тройке фундаментальных обстоятельств.
Автомобиль это сложное техническое средство имеющее массу деталей и узлов которые с течением времени и пробега приходят в негодность. Иначе говоря имеют общий износ, например 10 лет и 200000 пробег. Но износ (амортизация) исчисляется ежегодно, то есть каждый год или даже месяц стоимость автомобиля уменьшается на размер его износа. Собственно так оно и было до 2014 года. Примечательно, что за счет разной надежности и популярности автомобилей у разных марок и моделей были разные амортизационные показатели. Например, TOYOTA и MB дешевели на 8% ежегодно, а RANGE ROVER на 30% в год.
Теперь давайте попробуем осознать почему у нас происходит девальвация рубля. Почему курс был 30 рублей потом 60 потом 90 рублей. Кстати если кто - то, не знает, то курсом рубля управляет ЦБ РФ. То есть обычно есть некий условный баланс при котором количество обмена валюты на импорт примерно соответствует количеству обмена валют на экспорт. Если по каким то обстоятельствам объем сделок по покупке или продаже валюты начинает крениться то ЦБ РФ совершает встречные обратные операции по покупке или продаже какой -то из валют. Говоря простым языком ЦБ в состоянии подвинуть курс почти, что куда угодно. Теперь понимая влияние нашего центрального банка на курс валют давайте осознаем, что большая часть бюджета страны состоит из продажи нефти и газа. То есть как это выглядит? Каждый год РФ через наши газовые компании и систему акцизных сборов продает нефти и газа условно 1,000 единиц. (число абстрактное) которые при стоимости барреля по 100 долларов. Приносит в бюджет страны 1000 х 100 = 100,000 долларов. (на самом деле это примерно 400 миллиардов долларов ежегодно)
Далее, до 2014 года Наши условные 100,000 бюджетных долларов менялись по курсу 30 рублей за доллар и превращались в 3,000,000 рублей. Эти 3,000,000 условно выдаются Вам как зарплата. (а в реальности распределяются по бюджету включая заработную плату всех бюджетников) Итак у Вас зарплата 3,000,000 в год например. У Вас договор с работодателем ГОС учреждением на 3,000,000 рублей в год.
И вот наступает кризис стоимости нефти в 2014 году. И стоимость барреля опускается до 50 долларов. Что происходит? А происходит следующее теперь РФ продает по той же схеме, что и выше, все те же 1000 единиц сырья. НО!!! Только теперь нам платят за него по 50 долларов. Получается в бюджет страны приходит 50000 долларов вместо 100000 как было до этого. А 50000 долларов по курсу 30 рублей = 1,500,000 рублей. Получается из-за падения стоимости нефти я должен прийти теперь к Вам и сказать мол, так и так, ты теперь получишь не 3,000,000, а 1,500,000 зарплату. Вообще разумно было бы сделать именно так: сократить расходы на некоторое время и искать иные пути доходов. Но это в компании целью которой является извлечение прибыли, в реальности такая мера не популярна с точки зрения политики. Но бог с ним, мы не об этом. Так вот, еще один достаточно хитрый и безболезненный на коротком промежутке времени ход? Какой? Отпустить курс доллара до 60 рублей. Тогда 50000 долларов по курсу 60 рублей за доллар = 3,000,000 рублей. И я ГЕРОЙ я выплачиваю Вам, как и обещал 3,000,000 рублей. Конечно остается вопрос где лишние 3,000,000 рублей, которые появляются при стабилизации цены на сырье обратно в районе 100 долларов, ведь теперь 1000 х 100 х 60 = 6,000,000 рублей. А плачу Я Вам все те же 3,000,000.
Еще важно понимать, что автомобили, которые производят не в России, так же почти все привезенные автозапчасти для иномарок производимых в России в своих странах стоимость в долларах не меняли. Там ничего не происходило, как стоил Land Cruiser 200 примерно сто тысяч долларов так он и стоит, ничего не менялось. Но вот только теперь привозимые новые автомобили типа Land Cruiser 200, по новому курсу получается быть стоить уже не 3,500,000 как до 2014 года, а 6,000,000 - 7,000,000 миллионов. но если новый Land Cruiser 200 теперь сем миллионов стоит то мой который я купил год назад тоже должен стоить 6,500,000 - 7,000,0000 рублей.
А теперь внимательно!
Если курс доллара изменился в 2014 году с 30 рублей до 60 рублей, значит на сколько должен подорожать мой Land Cruiser 200? Или как?
И тут наступает самый интересный момент:
В 2014 году, курс доллара вырос в 2 раза и должен был повлечь за собой рост цен на автомобили пропорционально в два раза.
Давайте попробую выразить в числах о чем я! Пример: мы с вами поехали летом 2012 года и купили новый или Б/У на пару тысяч км. пробега. RANGE ROVER SE за допустим 6,000,000 рублей. Наступает 2013 год, RANGE ROVER SE стоит уже не 6,000,000 рублей, а 6,000,000 - 30% (амортизации) = примерно 4,000,000 рублей. (Кстати в те годы я ездил на РР Спорте и они реально столько теряли в стоимости)
Наступает 2014 год и по той же логике, как и прошлый раз стоимость моего RANGE ROVER SE падает еще на 1,200,000 и становиться примерно 3,000,000 рублей.
И наконец наступает осень 2014 года, нефть падает, курс растет в два раза. Автомобиль у нас импортный и по идее он теперь должен тянуться за курсом и продаваться за 6,000,000 рублей. НО!! Цены не выросли. Кстати давайте пока как пример рассмотрим повышение цен осень - зима 2020 года. В это время курс доллара, как и в 2014 году был увеличен. Правда в 2014 году курс вырос в два раза с 30 до 60 рублей, а в 2020 году он вырос с 60 до 90 рублей, что дает коэффициент 1,5 (потенциал подорожания в полтора раза). Обратите внимание или примерно посчитайте, в 2020 - 2021 году автомобили подорожали пропорционально подъему курса доллара. Ведь курс-то отскочил от 90 до 75 рублей.
Итак, попробую подбить промежуточный итог того, что мы имеем:
Две девальвации в 2014 году и 2020 году. Кстати 6 лет между ними прошло, классика для нас, когда каждые 6 - 8 лет кризис.
Если товар по курсу 30 рублей, стоил 1 рубль, то по курсу 90 он должен стоить 3 рубля, по курсу 60 = 2 рубля, по курсу 75 = 2,5 рубля или иными словами, что бы все сошлось нужно стоимость моего RANGE ROVER SE по состоянию на 2015 год в 3,000,000 рублей умножить на 2 = 6,000,000 рублей - амортизация 2016 года (1,800,000) = 4,500,000 - амортизация 2017 года = 3,300,000 - амортизация 2018 года = 2,500,000 - амортизация 2019 года = 1,750,000 х 1,5 скачки цены 2020 года = 2,650,000 рублей.
В действительности RANGE ROVER SE 2012 года так и начинаются. То есть смоделировав две девальвации и все амортизации я пришел к реальной стоимости на сегодняшний день.

Так, что же там было в 2014? Все просто в 2014 и далее скачка цен не было, что в принципе невозможно, но при этом с 2014 по 2019 год не было, не одной амортизации. То есть подорожание автомобилей произошло за счет того, что 5 лет не было обычного ежегодного удешевления. Если в среднем авто теряет 10% в год то речь о подорожании на 60% за 6 лет. Но не прямым подъемом стоимости, а отсутствием снижения стоимости авто в течении 6 -7 лет.
Это не обычная реакция рынка на подобные воздействия окружающей среды, стандартная реакция в подобных ситуациях такая которая была осенью 2020 года. Курс поднялся, цены поползли за ним.
Вообще необычная реакция рынка на изменение курса доллара в 2014 - 2019 годах создали на рынке необычный коллапс. За 7 лет стало много людей, которые не следили за рынком более 7 лет назад. Даже работники сферы многие не работали в ней 7 лет назад. Так вот все участники рынка со стажем менее 7 лет никогда не видили, что бы автомобили дешевели. И прицепе не курсе здорового течения рынка.
Что же мы получаем в итоге: Сейчас много продавцов не торгуются, ждут подорожания цен - которого не будет. Кто-то из Вас знает что такое азарт или тильт так вот если люди стоят по рынку и видят только исход подорожания, не закладывая план б на падение рынка то когда он начнется люди будут не готовы к этому, они не будут понимать, где дно падания так как не имеют опыта на самом обычном рынке. Незнание может привести к панике, паника к провалам в ценах и быстрому падению.
Что касается роста рынка, нет вообще никаких предпосылок:
1)Кризис был недавно, уж года 4 точно не будет.
2)Нефть прощупала все низы и начинает пробовать пробивать верха а это 70 +. Дополнительно все знают что перед новым годом скорее всего будет ралли новогоднее по ценам на нефть и тд.
3)Рост 2014 года отыгран рынком за счет поглощения амортизация авто.
4)Рост 2020 года отыгран прямым быстрым повышением стоимости. И уже не влияет на будущую амортизацию.
5)Небольшое потенциальное подорожание новых не сможет перекрыть так давно назревшую амортизацию Б/У ТС.
Поэтому ждем, либо просто снижения либо обвала цен на короткий период.Так то ничего страшного, просто не торопитесь покупать автомобиль сейчас потерпите и сможете сэкономить до 30% от ожидаемых затрат.
Единственное наверное много перекупов пострадает при обвале. Но что тут поделать рынок на котором участники в основной массе считают что авто никогда не дешевеют должен наказать всех. ))))