Два факта, которые дают представление о том, какое место в истории искусства занимает фламандский художник Адриан Брауэр (Adriaen Brouwer; ок. 1605-1638): его учителем был Франс Хальс, а среди его поклонников - Рубенс и Рембрандт, которые покупали картины Брауэра в собственные коллекции.
Когда в 2018 году в Бельгии проходила большая выставка этого художника, её назвали "Адриан Брауэр, мастер эмоций". Эмоции - то, что больше всего интересует живописца: его герои кутят и дурачатся в кабаках, затевают драки, испытывают отвращение от горького лекарства или неприятного запаха, морщатся от болезненных процедур... И всё это затевается ради того, чтобы Брауэр мог продемонстрировать своё мастерство в изображении различных человеческих чувств и реакций.
И самого себя мог продемонстрировать тоже: эмоциональный гуляка, изображённый в центре следующей картины, - автопортрет художника:
В 17-м веке такое внимание к эмоциональному миру человека и способность передать этот мир на полотне были ещё редкостью (но большим талантом в изображении эмоций обладал учитель Брауэра Франс Хальс - вспомните его веселящихся офицеров). И Брауэр был одним из первопроходцев.
А вот изображение крестьян простоватыми и грубоватыми, смеющимися и вызывающими смех - не новость во времена Брауэра: тут он явно следует за Питерем Брейгелем Старшим, который сочно живописал крестьянские гулянья, характеры и нравы.
Герои Брауэра - простолюдины. Им, в отличие от королей или герцогов, не нужно чинно сидеть на парадных портретах. Им можно попадать в разные нелепые ситуации и демонстрировать богатую мимику в процессе. Им не надо транслировать достоинство - им можно корчить рожи!
И наконец коты. Тоже валяют дурака. И миски:)