Найти в Дзене

В результате чего происходит обучение

Для аргументации или опровержения каких-либо педагогических теорий нужен фундамент. Этим постом хочу связать современное представление об устройстве мозга с методами обучения и сформулировать что такое хорошо и что такое плохо в обучении. 

Нейрон треугольника

Нейроны могут либо возбуждаться в какой-то ситуации, либо не возбуждаться. Возбуждаются они только если поступил определенный сигнал из органов чувств. 

Например, если увидеть треугольник, то возбудится нейрон, который отвечает за фигуру треугольник. Он узнает только ее. Причем этот треугольник может быть нарисован на листе бумаги, а может быть, это форма крыши увиденного дома. В обоих случаях нейрон треугольника будет зажжен. В случае, если треугольник был на бумаге, то зажжется еще нейрон, который всегда зажигается при виде бумаги, и еще тысячи других мелких нейронов. Если треугольник был распознан как фигура крыши дома, то зажгутся нейроны дома, крыши, может быть, у кого-то нейроны дождя и т.д.

Некоторые нейроны могут зажигаться не в результате получения сигнала органами чувств, а в случае, если зажглась какая-то комбинация нейронов. 

Например, если человек увидел приближающееся к нему животное, то зажгутся нейроны животного, нейроны приближающегося объекта, нейрон размера объекта, нейрон вида объекта. Для простоты допустим, что есть нейрон, который зажигается, когда зажигается комбинация: объект приближается, хищник, большой. Предположим, этот нейрон зажегся. Назовем этот нейрон "нейрон большой зверь идет в мою сторону". Пусть есть нейрон, который зажигается всегда, когда зажигается нейрон "нейрон большой зверь идет в мою сторону". Пусть это будет нейрон "бежать" и т.д.

Нейроны решают

Решение задач по математике тоже происходит в результате последовательности зажиганий нейронов. 

Например, пусть ученик увидел условие задачи, в которой дан прямоугольный треугольник и известны два катета, а найти нужно гипотенузу. В голове образованного ученика зажжется нейрон прямоугольный треугольник. Всегда, когда зажигается нейрон "прямоугольный треугольник" у обученного геометрии человека зажигается нейрон "теорема Пифагора". Если есть два катета и горит нейрон "теорема Пифагора", то зажигается нейрон "я знаю, как найти гипотенузу, зная два катета" и т.д.

Что такое образованность

Образованность в конкретной области — это наличие наработанных цепочек зажигающихся нейронов, которые регулярно приводят к правильным решениям.

Как сформировать такие связи

Связь формируется, если в ответ на ситуацию человек произвел действие и в последствии оказалось, что это действие верное. Т.е. это обычная приспосабливаемость. Причем если в ответ на ситуацию человек произвел действие, а потом оказалось, что оно неверное, то обучение тоже происходит, только такая цепочка нейронов в будущем не будет зажигаться.

В результате чего происходит обучение

Нужно пробовать решать задачи. Нужно решать задачи, которые учитывают уже имеющиеся нейронные связки. 

Бесполезно решать легкие задачи: связи уже есть и вы просто их укрепляете, и это укрепление будет даже немного мешать формировать новые связи.

Бесполезно решать слишком сложные задачи, так как не хватает очень больших участков цепи нейронов. И есть риск, что она будет сформирована неправильно, если вы даже где-то прочтете решение.

Нужно решать задачи, которые требуют приращения одного звена к цепи нейронов. 

Читать теорию, а потом решать задачи менее эффективно, чем просто решать задачи, если эти задачи выстроены в цепочку, где каждая следующая задача требует наличия всего одного звена в нейронной цепочке. Но очень часто люди сначала слушают теорию, а потом пробуют решать задачи. Это происходит потому, что состояние нейронных цепочек у всех разное и подобрать такую последовательность задач индивидуально сложно и проще сначала рассказать теорию, а потом всем решать одни и те же задачи.

При индивидуальном подходе эффективность можно повысить. Прочтите, как я объясняю теорию. 

Нужно пытаться решить задачу самостоятельно, не боясь прийти к неправильному решению. Вы не потратите это время зря. Наоборот, вы сформируете нейроны, которые в следующий раз не поведут вас по такому же пути.