Найти тему
записки зубного детектива

Дружба, предательство и честь монархов. Часть вторая. Предательство

Продолжение. Начало можно прочесть тут.

На самом деле, как выяснилось позже, любовь дорогого кузена Джорджи к Николаю была далеко не столь сильна, сколь это можно было бы представить по первой части нашего повествования.

Георг V
Георг V

Через многие годы британский дипломат, историк Гарольд Николсон, ссылаясь на секретные документы, пишет: «Предложение о предоставлении убежища в Англии царю и его семье стало достоянием гласности. В левых кругах Палаты общин и в прессе поднялся возмущенный крик. Король, которого несправедливо сочли его инициатором (выделено автором), получил немало оскорбительных писем. Георг V понял, что правительство не в полной мере предусмотрело все возможные осложнения».

Гарольд Николсон
Гарольд Николсон

На самом деле, как оказалось, приглашение исходило не от короля, а от кабинета министров. Сам Георг не только не проявил никакой настойчивости в данном вопросе, а скорее наоборот, жестко одернул тех, кто полез поперед паровоза. В итоге официальное приглашение было отозвано.

Вот что писал королю министр иностранных дел Англии Лорд Артур Бальфур (которого сложно обвинить в излишней любви к русским): «Министры Вашего величества... не думают, что если ситуация не изменится, возможно взять назад свое приглашение, которое было послано, и они полагают, что король согласится придерживаться прежнего решения, которое было послано Советом министров его величества».

Артур Бальфур
Артур Бальфур

Фактически он намекнул монарху, что брать свое слово назад королям не пристало. Но Георг даже слушать ничего не хотел и 10 апреля дал указание личному секретарю лорду Стэнфордхему «предложить премьер-министру, учитывая негативное отношение общественности, информировать русское правительство, что правительство Его величества вынуждено взять обратно данное им ранее согласие».

Английский посол в России сэр Джордж Бьюкенен в своих мемуарах отрицал этот постыдный поступок: «Наше предложение оставалось в силе и никогда не пересматривалось». Однако после смерти дипломата его дочь Мэриэл предала огласке истинные события.

Джордж Бьюкенен
Джордж Бьюкенен

На самом деле ее отец испытал истинный шок, узнав о том, что́ ему предложили передать русским от имени английского правительства. Ему было так стыдно, что после выхода в отставку он намеревался раскрыть общественности всю правду.

Узнав об этом, министерство иностранных дел уведомило его, что в случае обнародования этих сведений оно не станет платить ему пенсию. Так быстро и без лишнего шума мемуары посла были переписаны на удобный правительству манер.

Таким образом, если бы не предательство «любимого кузена Джорджи», возможно, царская семья еще в марте-апреле 1917 года могла бы благополучно переправиться в Европу и избежала бы дальнейших мытарств.

Однако история не знает сослагательного наклонения и все произошло так, как произошло.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ