Организацией и перевозкой воздушным транспортом высокопоставленных лиц в России занимается одна компания. Название ее звучит, как «Специальный летный отряд «Россия» или просто ФГБУ СЛО «Россия». Флот компании состоит из 40 самолетов, среди которых несколько бортов модифицированного Ил-96. В нашем материале мы расскажем, почему широкофюзеляжный самолет считается «Бортом номер один», и как получилось, что его нет в составе пассажирских лайнеров российских авиакомпаний.
1. Борт, который смог стать «номером один»
В народе самолеты, спроектированные в конструкторском бюро имени Сергея Ильюшина – советского авиаконструктора и разработчика штурмовика Ил-2, ласково называли «илюшки». В период расцвета самолетостроительной отрасли воздушные дальнемагистральные перевозки пассажиров в основном осуществлялись при помощи турбореактивных Ил-62. По мере роста популярности перемещения по воздуху увеличивался и пассажиропоток. Авиакомпаниям приходилось увеличивать количество бортов на одном рейсе. Так возникла необходимость повысить вместительность воздушных судов.
На базе широкофюзеляжного четырехдвигательного пассажирского Ил-86, который был рассчитан на преодоление среднедальних дистанций, началась разработка новой модели воздушного борта. У нее даже было название Ил-86Д. Но по разным причинам проектировочным чертежам так и не удалось воплотиться в реальный большой летательный аппарат. Вместо него в КБ Ильюшина начали заниматься разработкой самолета, который можно было бы задействовать на авиалиниях большей протяженности. Им стал Ил-96. Как показало время, его ждало много перипетий и испытаний на прочность.
Изначально Ил-96 проектировался, как широкофюзеляжный самолет. Диаметр его корпуса должен был быть не менее 5-6 метров. Такой размер фюзеляжа позволил бы разместить 6-10 кресел в одном ряду, что увеличило вместимость воздушного судна.
К слову, работы по созданию новой модификации пассажирского лайнера в КБ Ильюшин стартовали на стыке 1970-80-х годов. В этот период авиационные технологии развивались очень стремительно. После окончания работ конструкторы столкнулись с дилеммой. Новый Ил-96 не уступал по многим техническим параметрам зарубежным аналогам. Поэтому в бюро решили создать принципиально иную концепцию широкофюзеляжного самолета, способного преодолевать большие расстояния. Он получил название Ил-96-300. Именно этот лайнер и стал прототипом «Борта номер один».
2. В чем особенность Ил-96
Прототип президентского борта – Ил-96-300, представляет собой широкофюзеляжный низкоплан. У него 4 двигателя и стреловидные крылья. Благодаря конструктивной особенности корпуса пассажирский отсек получилось разделить на 2 салона. Другими словами, в нем есть бизнес-класс и стандарт. Кресла в салоне скомпонованы по три штуки в 3 ряда. По уровню комфортности для пассажиров внутреннее обустройство лайнера не уступало зарубежным аналогам. Предусмотрен у Ил-96-300 и отсек для перевозки грузов. Он разместился на нижней палубе борта.
Размах крыла «илюшки» свыше 60 метров. Его площадь чуть меньше 400 квадратных метров. По краям расположены крупные вертикальные законцовки. Есть и предкрылки, и двухщелевые закрылки. Благодаря особенности оперения крыла самолет способен сохранять устойчивость даже в экстренной ситуации, когда отказал один двигатель. Касаемо стоек шасси, то их четыре: три основных и одна передняя. В каждой основной стойке есть четерыхколесная тележка. В передней стойке в нее включены два дополнительных нетормозных колеса.
Взмывать в высь и перемещаться на дальние расстояния Ил-96-300 помогает силовая установка, состоящая из 4 турбовентиляторных двигателей – ПС-90А. Они способны продуцировать тягу в 16 тыс. кгс. Двигатели в специальных кожухах крепятся к консолям крыла. В каждом моторе предусмотрена четырехступенчатая турбина низкого давления, а также двухступенчатая – высокого. Один двигатель собирается из 11 модулей. В случае выхода из строя одного из них, он заменяется. Кстати, впервые в истории советского самолетостроения на «илюшке» была установлена система, которая в автоматическом режиме отслеживала расход топлива и защищала мотор от помпажа. Называлась она «Диагноз-90».
Еще одна новаторская для того времени система была вмонтирована в пилотажно-навигационный комплекс. Благодаря нововведению экипаж самолета сократился до трех человек. Воздух в салон закачивался от двигателей. Была установлена и электроимпульсная противообледенительная система.
Впервые Ил-96-300 взмыл в воздух осенью 1988 года. Его испытания продолжились до 1992 года. Их итогом стала сертификация самолета. Конструкторское бюро Ильюшина наградили Государственной премией.
Но планам о внедрении модернизированной и вместительной «илюшки» во флот советских авиакомпаний так и не суждено было воплотиться в реальность.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<<
3. Почему Ил-96 так и не стали использовать для пассажирских перелетов
С момента начала работ по проектированию супер вместительного лайнера, способного преодолевать дальние расстояния, до получения сертификата и допуска к перевозу пассажиров прошло почти десятилетие. За этот срок зарубежные авиастроительные компании создали лайнеры, которые превосходили Ил-96-300 по многим параметрам. Начиная от технических характеристик и заканчивая расходом топлива, а также нюансами обслуживания. Главным конкурентом «илюшки» стал Боинг-777. Советские авиакомпании отказывались закупать Ил-96 из-за низкой рентабельности и дорогого обслуживания.
Детище КБ Ильюшина так и не нашло признание в международных воздушных перевозках. Правда, три борта Ил-96-300 удалось продать на Кубу. В «президентской» модификации «илюшки» воздушные просторы бороздит руководство «Острова Свободы». В российском же «Аэрофлоте» последние Ил-96-300 вывели из состава флота в 2014 году. Считается, что таких самолетов было выпущено всего 30. В СЛО «Россия» обслуживают 4 модифицированных Ил-96-300.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
1. Почему советские танкисты массово противились появлению на пушках дульного тормоза
2. Как глубоко нужно погрузиться подводной лодке без вреда при морском шторме
3. Почему у танков гусеничные пальцы смотрят шляпкой внутрь, а у тракторов - наружу (видео)